Аннотация к Рассказу Кот Ворюга

Аннотация к Рассказу Кот Ворюга.rar
Закачек 3067
Средняя скорость 7223 Kb/s
Скачать

Аннотация к Рассказу Кот Ворюга

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа, где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

Ответы и объяснения

  • Olezka2002
  • почетный грамотей

Я люблю творчество Паустовского. Как правило его рассказы о животных и о природе. В его рассказах хорошо передана красота природы и её живописность.
Но больше всего мне понравился рассказ » Кот — ворюга»
Это рассказ о рыжем коте, который всегда воровал еду у людей . Этот кот был сам по себе, ничьим и поэтому голодал и ему нужно было как то кормиться.
Действие происходит в деревне, на краю леса. Герои этого рассказа – автор, мальчики Ленька и Рувим – охотились и рыбачили, поэтому у них было много запасов. И каждый раз кот воровал у них то окуней, то мясо. За это он и получил своё прозвище. Кот был пойман на воровстве, но мальчики проявили милосердие к коту и не стали его наказывать.
Это произведение о доброте и любви. Автор очень хорошо показал , как мы должны обращаться с братьями нашими меньшими. Мне очень понравилась концовка рассказа, кот стал другом людям . Это в очередной раз показывает, что животные наши друзья. Я бы каждому посоветовала прочесть этот рассказ. Он как назидание каждому о том, что надо иметь доброе сердце, немного милосердия и тогда наша жизнь будет гораздо лучше.

Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни».

Жанр рассказа выбран автором не случайно, ведь рассказ – небольшое произведение, в котором описывается эпизод, случай из жизни героя. Случай из жизни рыжего кота описан в произведении. Этот эпизод, возможно, стал решающим в судьбе центрального образа.

Главным героем К. Г. Паустовского в рассказе «Кот-ворюга» является рыжий кот, доставивший немало хлопот, но в итоге ставший «хозяином и сторожем» в доме и в саду.

Почему героем выбран именно рыжий кот? В детских сказках кот – решительный, независимый и хитрый, но всегда вызывающий уважение. Именно таким он и описан К. Паустовским: «ловко прятался», «бродяга и бандит». Цвет также выбран не случайно. Со стародавних времен считалось, что рыжие коты приносят счастье. Также, желтый, оранжевый, рыжий – цвета солнца, веселья и добра. При прочтении о проделках рыжего кота возникает ассоциация с рыжим хулиганистым мальчишкой. Рыжий цвет выступает здесь как символ непослушания, озорства. Также можно провести параллель с еще одним героем сказок – рыжая лиса, ловкая и озорная.

Кличка – Ворюга – была дана коту за его проделки: «он воровал все», утащил кукан с окунями, «украл со стола кусок ливерной колбасы». Но звучание клички не несет осуждающей характеристики, скорее отношение автора к выходкам кота снисходительное.

«Оправдывает» народные приметы о рыжем коте главный герой только в конце рассказа. Что же предшествовало такому преображению?

Рассказ начинается с описания поступков и выходок кота, а также автор дает оценку тому, как ребята относятся ко всему происходящему: «мы пришли в отчаяние», «поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки». К. Г. Паустовский примерно одну треть рассказа отдает на то, чтобы рассказать о хулиганских действиях главного героя – это направлено на раскрытие его характера, постепенно нарастает и эмоциональное напряжение. Кот долгое время ухитрялся совершать свои «подвиги»: «через неделю удалось наконец установить..», «почти месяц мы потратили…».

Завязка сюжета вынесена в середину рассказа, когда кот крадет кусок ливерной колбасы и лезет с ним на березу. Он попадает в безвыходную ситуацию и решается на «отчаянный поступок»: ищет спасения под домом, хотя тем самым только усугубляет свое положение, так как «выхода оттуда не было».

Итак, кот-ворюга пойман. Здесь кульминация рассказа. Логично предположить, что рыжий кот понесет какое-то наказание за свои шалости. Но мудрым судьей выступает мальчик Ленька, который считает, что наказание кота не исправит («У него с детства характер такой») и предлагает путь добра. Почему же именно так решает автор поступить с хулиганом? Ответ кроется в описании кота, после того, как его поймали: «это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот», «кот ждал, зажмурив глаза». Глядя на него, к ребятам приходит понимание его поступков, ведь кот был никому не нужен и вел себя так от безысходности и одиночества. И воровал он не из-за хулиганского характера, а был вынужден сам добывать себе пищу. И если сначала читатель осуждает рыжего кота за его действия, но здесь осуждение уступает место жалости и сочувствию.

Последняя треть рассказа посвящена описанию преображения кота-беспризорника в «хозяина и сторожа». Ворюга оценил «наказание» добром и перестал воровать, прижился в доме и «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: проучил кур, забравшихся на стол и клевавших гречневую кашу. Доброта ребят сменила настороженность и отчаяние кота на доверие и уверенность, на дружбу и понимание своей значимости и полезности. Ему не хватало внимания, заботы и любви людей. Эта часть рассказа является развязкой сюжета.

Надо отметить, что куры сначала выступают в качестве соучастников шалостей, эдакая веселая ватага мальчишек: кот разрыл банку с червями, «их он не съел, но… сбежались куры и склевали весь наш запас червей». После того, как кот прижился в доме, он стал выполнять правила сам и следить за дисциплиной во дворе, в связи с чем, куры и петух Горлач теперь «опасались воровать» и «увидев кота, …прятались под домом».

И если в начале произведения кот выступает как хитрый и наглый персонаж, то в конце читатель видит уже совсем другой образ. Это доброта, отзывчивость и великодушие мальчишек меняет главного героя, добро всегда побеждает зло!

В рассказе К. Паустовского мы видим всего две пейзажных зарисовки. Причем расположены в тексте они друг за другом. Первая – описание дома и сада вокруг: «дом маленький», «стоял в глухом заброшенном саду». Именно здесь и ищет спасения рыжий кот, когда попадает в сложную ситуацию. Рождаются параллельные образы: одинокий кот – заброшенный сад. На контрасте возникает второй пейзаж: «душистые высокие травы», озеро, желтая цветочная пыльца. Это мир вокруг рыжего кота, мир солнечный и яркий. Такой прием помогает понять глубину одиночества главного героя.

В ходе повествования встречается много юмористических зарисовок и комичных сцен: «кот, потерявший всякую совесть», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму» и многие другие. Вероятно, такое изложение, как и краткость текста, выбрано К. Г. Паустовским для того, чтобы детям было интересно и легко прочитать рассказ и понять основную мысль произведения.

Гаврилова Алина, 3 класс, МАОУ гимназия № 12

У нас в семье сохранился старенький сборник рассказов К. Г. Паустовского. Он был издан в 1994 году, в городе Ростов-на-Дону, издательством Ростовского университета. Я взял его в руки только тогда, когда мы писали изложение к рассказу автора «Кот-Ворюга». В классе мы прочитали отрывок, а дома я вспомнил про тот сборник.

В заголовке «Кот-Ворюга» я сразу почувствовал, что этот кот, не простой кот. Автор называет его вором, ворюгой, это кот-бродяга, бандит. Он потерял всякую совесть. Он обворовывал, он грабил среди белого дня, у него были бандитские проделки. Какие темные краски сгущает автор и обрушивает на этого бедолагу! За что? Что заставило кота с дикими глазами совершать такие безобразия? Темные краски постепенно сгущались. Внутри меня как будто зазвучали напряженные ноты нижнего регистра моего кларнета. Полилась тревожная музыка со сложными пассажами и переходами.

Бегу глазами по тексту дальше. Вот автор рисует «портрет» этого бессовестного кота. Да! Те характерные эпитеты вполне соответствовали его внешнему виду: разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, сам рыжий. В какие же ситуации попадал наш «герой»? Мой кларнет «изнывает» от боли, пальцы пробегают по клапанам с тяжестью, с какой-то скрытой грустью и скорбью.

Жалко кота-ворюгу? Почему он дошел до такой жизни? Почему автор обрушивает на кота столько нелестных эпитетов? Или это авторская задумка, или он произносит эти слова немного, шутя и посмеиваясь, но кот-ворюга, действительно, постоянно вредил. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб, даже утащил кукан с десятью жирными окунями и кусок ливерной колбасы.

Грабеж, да и только! Босяцкие выходки кота не давали покоя, и всем это действовало на нервы. И вот кот попален и предстал, наконец-то, во всей красе: Огненно-рыжий, с большими подпалинами на животе, уши прижаты, хвост под себя! Явно – кот-беспризорник. Да, это так. Что делать, как прожить этому коту? Картина мрачная, но мой кларнет почему-то «поет» победную мелодию. Среди мрачных нот нижнего регистра вдруг пробивается маленький луч света и смутной надежды. Веселее забегали по клапанам пальцы, ноты дружным строем устремились на верх.

Но люди-то думали-гадали, как наказать кота за его проделки, А кларнет все выводит и выводит. и не хочет согласиться с таким решением.

Вот приходит спасение: Не выдрать, а накормить. Это Ленька, босоногий мальчишка того времени, сын деревенского сапожника, тот который славился бесстрашием и ловкостью, именно Ленька нашел решение: накормить как следует.

Напряжение моего кларнета спадает совсем. Теперь он играет победный гимн. Играет восторженно, громко, радостно.

Накормить! Кот ел больше часа, потом стал мыться, поглядывать на всех. Он растянулся у печки и захрапел. Так кот прижился. Теперь автор показывает благородный поступок людей, которые вместо наказания – «плетки», дали Ворюге «пряник». Они обогрели оборванца, приютили его, дали ему кров. Всех поразил неожиданный поступок этого кота. Он стад охранять двор от ворюг-кур, и бил петуха-горлача. Кот стал чувствовать себя хозяином, сторожем и перестал бояться. Из Ворюги он был переименован в Милиционера. Да, теперь он блюститель порядка!

Перечитываю рассказ еще раз. Все события развиваются стремительно. Пальцы бегают.

Вот наш кот несется через огороды с окунями в зубах, то уже сидит на березе с куском ливерной колбасы, то он под домом, откуда несется непрерывная ругань нашею Ворюги. И вот, наконец-то, он из бродяги и Ворюги превращается в друга, помощника. Черные краски исчезают совсем. Воровские глаза его уже требуют благодарности.

Автор показывает стремительное перерождение кота-ворюги в хозяина и сторожа-милиционера. Все заканчивается благополучно: больше кот не воровал. А что потребовалось для этого? Накормить, обогреть, проявить внимание и заботу. К. Г. Паустовский мастерски представил нам эту развязку. Читать и перечитывать рассказ было интересно.

Может быть великие композиторы, читая подобные рассказы, и внутренне переживая как и я происходящее в них, после создавали прекрасные музыкальные шедевры, прошедшие через века и дошедшие до наших дней.

Буду рад встретиться с рассказами К. Г. Паустовского и дальше, в старших классах, дать оценку его мастерству по мере моего взросления и поучиться авторскому видению окружающей действительности.

Сырнев Марк, 4 класс, МБОУ СОШ № 197


Статьи по теме