Декоративная Живопись Учебное пособие

Декоративная Живопись Учебное пособие.rar
Закачек 2724
Средняя скорость 7634 Kb/s
Скачать

Декоративная Живопись Учебное пособие

Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организаци­онную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, (в т.ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др. Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументально декоративным (скульптура, настенная живопись, мозаика и т.д.), вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль. В этом случае декоративность часто играет подчиненную роль и выступает в органичном единстве с идейно художественным содержанием и образным строем произведения или художественного комплекса.

На протяжении всего курса живописи студенты 3–5 курсов, сталкиваются со сложностями декоративной живописи, которая заключает как бы совершенно самостоятельный раздел курса со своими достаточно ярко выраженными особенностями. В декоративной живописи в отличие от живописи академического плана по-другому преломляются общие закономерности изобразительного искусства. В этой связи, особенно на первом плане перехода, возникает целый ряд сложностей.

В практической работе студент должен ясно представлять, какие закономерности декоративных построений могут быть использованы в каждом конкретном случае, как зависит та или иная концепция декора­тивного решения, например, от того, что является объектом работы: натюрморт, пейзаж или портрет. В самом понятии декоративной живо­писи объединяются очень разные по своим возможностям явления. Если говорить о декоративности цвета, то надо обратить внимание на то, что качество декоративности цвета присуще произведениям не только раз­ных школ и направлений, но и произведениям разных эпох, которые мы связываем с начальным периодом живописи. Пример: «Парусное судно» – роспись из гробницы Каемакха в Гизе V в. до н. э.

Необходимо знать о том, что декоративность цвета может иметь очень большой диапазон применения – от незначительного форсирования цвета в станковых по своему характеру решениях, то есть в живописи, в которой сохраняется полноценная трактовка пространства, до декоративных решений, где сам декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды.

Упрощенные системы обычно связывают с графикой, особенно с графикой рекламного характера. Но их необходимо рассматривать в общем диапазоне цвета в изобразительном искусстве как крайнюю часть этого диапазона, тем более что общие закономерности использования цвета в равной степени относятся и к разным видам живописи, к графическим решениям, в которых используется цвет, к прикладному искусству и к произведениям скульптуры, в которых присутствует цвет. Если Вы рассматриваете минимальные средства с точки зрения количества используемых в декоративных решениях цветов, то надо знать, что даже один цвет дает достаточно большие возможности для построения декоративного эффекта (имеется в виду не только черный цвет, который широко используется в графике, но и любой другой цвет). В основе любого декоративного решения лежит, прежде всего, тональный строй.

Одна из самых важных проблем в декоративной живописи – это организация целого. Студенту целесообразно начать работу с эскизов. Стадия эскизной разработки – это отбор основных цветковых компонентов, поиск тонально-композиционной конструкции, выбор живописной концепции решения и выбор принципа решения формы, а также раскладка основных цветовых пятен, закладка ритмической основы будущей композиционной системы произведения и основы колористических связей. Здесь определяют, по какому из двух путей пойдет разделение колористической системы: по пути использования в этюдах цветового строя, заданного учебной постановкой, или по пути создания новой колористической системы, которая отвечает развитию авторского замысла. Любое колористическое построение имеет свою логику. Эта логика связана с законами выразительного искусства. Чем меньшими средствами достигнут тот или иной эффект в живописи, тем выше будет степень его выразительности. Система, построенная с помощью двух цветов, будет более выразительна, чем система колорита четырех, пяти и большего количества цветов. Чем меньше тональных или цветовых акцентов, тем выразительнее будет декоративное построение.

Таким образом, работа над декоративными решениями требует строгого дозирования средств на всех этапах работы.

1. Прежде всего, в работе над натюрмортом студент должен ясно представлять, что в основе любого декоративного построения лежат общие для всех видов изобразительных искусств закономерности. Декоративная живопись требует тона и владения формой, умения в построении сложных колористических эффектов как и живопись академического плана.

2. Иметь полное представление о всем диапазоне возможных принципов декоративных решений.

3. Возрастает значение элементов композиционного творчества. В связи с этим большое внимание должно быть уделено разработке эскизов декоративных решений натюрморта.

4. Разработка активных по своему строю колористических систем, в которых используются сильные цветовые и цвето-тональные контрасты. Построение колорита на определенной заданной гамме цветов, а также на гамме оттенков одного цвета (например, натюрморт, построенный на различных оттенках синего цвета) – важнейшая проблема.

5. Проблема построения пространства в декоративной живописи. Здесь возникают две достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, оптимальные условия для решения декоративных задач создает максимальная плоскостность решения, так как только в плоскостном решении наиболее полно можно использовать качества основного элемента декоративного построения цветового пятна. С другой – любая предметная среда, являющаяся объектом изображения, несет в себе большое количество пространственных характеристик. Все эти пространственные характеристики в равной степени разрушают возможности для создания эффекта плоскости изображения. В плоскостном изображении пространство условно, вот почему только условными могут быть и те средства, которыми в декоративной живописи решается форма. Ключевой задачей декоративного решения становится задача трактовки формы. В первую очередь должны быть устроены все эффекты иллюзорности как в трактовке отдельных форм, так и в трактовке пространства.

6. Важная проблема декоративной живописи, особенно для жанра натюрморта, – это проблема орнамента и связанная с ней проблема организации орнаментальной среды. Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора. Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта. «Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

Здесь, безусловно, должен быть использован опыт работы над де­коративностью построений, полученных в натюрморте. Но этот опыт не может быть полностью перенесен в работу над фигурой, поскольку тема модели отличается от предметной среды натюрморта и имеет це­лый ряд особенностей. Прежде всего в живописном этюде модели ог­раничены возможности достаточно широкого маневра цветовыми ком­понентами за исключением, когда фигура одета в парадный костюм или фон представляет собой достаточно насыщенную цветовыми контра­стами и орнаментальными элементами среду. Другим обстоятельством, ограничивающим свободу декоративного решения, является сам объект изображения, одетая модель, те же требования к уровню решения фор­мы фигуры, которые даже при упрощении в декоративной живописи очень сильно связаны с уровнем рисовальной подготовки студентов. В декоративном решении мы вынуждены рассматривать форму фигуры как элемент в системе средств декоративного построения, а следовательно, такие характеристики формы, как силуэт фигуры или ее пластика становятся по своему значению в один ряд с тонально пространственной трактовкой формы фигуры и умением «лепить форму» в живопись.

Творчество Матисса дает интересный материал и для исследования выработанных концепций декоративного решения темы фигуры человека «Испанка с бубном». Художник, как и во многих своих натюрмортах, использует сильный цветовой контраст черного цвета волос и части наряда испанки, объединенный в мощное пятно, и интенсивность красного цвета. Роль цветового дополнения выполняет серо-фиолето­вый фон. Художник также использует черную контурную линию. Декор одежды работает на общее целое. Сохраняется светотеневой эффект и лепка формы. «Танец» – знаменитое панно Матисса с целью создания динамичной ритмической композиции. Здесь он прибегает к упрощению формы фигур. Цветовой строй работы построен на трех красочных отношениях. В России много интересного сделали художники объединений «Мир искусств» и «Бубновый валет».

Интересен декоративный строй портрета Е.М. Бебутовой. Основные колористические компоненты этого портрета очень немногочисленны. Модель, одетая в темное платье, держит в руках кувшин. Если учесть, что все основные цвета, на которых строится колорит, локализованы в самостоятельные локальные пятна, не считая легких оттенков этих цветов, переходящих в область распространения других цветов, что способствует связи достаточно самостоятельных цветовых компонентов в единое целое, то можно сказать, что перед нами также пример трехцветного декоративного решения, построенного на системе цветовых пятен.

Подходя к задачам декоративной живописи, большие художники имели за плечами хорошую школу, все они писали и рисовали с натуры, будь то натюрморт или обнаженная фигура.

Поэтому, чем выше будет степень академической подготовки студентов первых курсов, тем успешнее и на наиболее высоком уровне перед ними могут быть поставлены проблемы декоративной живописи на старших курсах.

В работе над заданиями курса декоративной живописи основная установка для студента – это установка на развитие своего творческого потенциала художника.

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М.: Высш. шк., 1989.

История русского искусства. М.: Наука, 1969. Т. Х. Кн. 2.

Кончаловский П.П. Художественное наследие. М.: Искусство, 1964.

Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. М.: Сов. художник, 1966.

Кравченко К.С. А. Куприн. М.: Сов. художник, 1973.

Машков И. Избранные произведения. М.: Сов. художник, 1984.

Памятники мирового искусства. Русское искусство XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1972.

Ревальд Д. История импрессионизма. Л.; М.: Искусство, 1959.

Ревальд Д. Постимпрессионизм. Л.: Искусство, 1962.


Статьи по теме