История Создания Рассказа Кладовая Солнца

История Создания Рассказа Кладовая Солнца.rar
Закачек 3937
Средняя скорость 6425 Kb/s
Скачать

История Создания Рассказа Кладовая Солнца

История создания сказки — были «Кладовая солнца». В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».

Слайд 4 из презентации «Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца».ppt» можно в zip-архиве размером 5561 КБ.

«Рассказ «Кладовая солнца»» — Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? Кто такой Серый помещик? Чем занят? Почему дети разошлись в лесу? Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954). Что мы знаем о детях: Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 г. Как звали Травку дети? Сказка – быль «Кладовая солнца». Настя – «золотая курочка».

«Пришвин» — Вставай же, друг мой! В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы.

«Рассказы Пришвина о животных» — Значение суффиксов. Чередование звуков. Холмы. Мир произведений. Пришвин. Первородство. Библиотека. Ветер. Путешествие в царство Берендея. Любовь к русскому языку. Времена года. Листья. Смотри в корень. Смысл и суть слов. Чудесные слова. Родственники. Приставки. Стихотворение о Пришвине. Слова.

«Пришвин Кладовая солнца» — И такое чистое, доброе, лучистое! «Вставай же, друг мой! Как автор и художник подчёркивают в Митраше силу, упорство, настойчивость и трудолюбие? Антипыч и Травка. Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь. Спит, затаившись до времени: Смотришь, а не видать. «Слова у Пришвина цветут, сверкают.

«Кладовая солнца» — Вырази своё мнение. Мне ближе позиция… Блудово болото. Я не согласен с мнением… На чьей стороне автор? На мой взгляд… М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Я думаю иначе… Митраша и Настя. Тетерев-косач. Мне кажется… В отличие от… Ель и сосна.

«Писатель Пришвин» — Услуги волонтеров. Связь с другими проектами. Открытие музейной экспозиции «Пришвин и Карелия». Финансирование. Помощь муниципальных организаций и учреждений. Установление памятника писателю М.Пришвину. Привлечение спонсорской помощи. Продолжение… Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Пришвина «Я встаю в предрассветный час…».

Учебник «Литература» авторы-составители А.В.Гулин, А.Н.Романова.

Портрет М.Пришвина, выставка иллюстраций к сказке-были «Кладовая солнца», компьютер, проектор, музей на экране «Пейзажи русских художников»

Пришвин — замечательный писатель, тонкий знаток природы,воспевший всё её великолепие и единство с человеком.

Сказка-быль — это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества.

Сходство персонажей с героями народных сказок.

(целевая установка на урок)

М.М.Пришвин — замечательный русский писатель. Его первый опубликованный рассказ «Сашок» был для детей и появился в детском журнале «Родник» в 1906 году.Писатель находил бесспорную ценность в том, что было написано им для детей, но в то же время говорил, что обращается своими книгами не только к детям, но и к тому внутреннему ребёнку , который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека.С 1905 года М. Пришвин становится писателем-путешественником, ездит и ходит по стране, выпускает книги, становится тонким знатоком и ценителем родной природы.Его первые книги-путешествия родились в начале 20 века. Первая книга — о Севере, еазывается она «В краю непуганых птиц». Путешествовал писатель в течение всей своей жизни, и каждое путешествие завершалось новой книгой.

Давайте и мы с вами немного попутешествуем прекрасным уголкам природы нашей страны — посетим «Музей на экране», насладимся пейзажами знаменитого художника И.И.Шишкина. (На доске слайды репродукций картин шишкина «Дубовая роща», «Лесные дали», «Пейзаж с озером», «На севере диком. » и другие). Спрашиваю у детей, какое впечатление возникло у них после просмотра репродукций.

3.А сейчас мы прочитаем статью учеьника, которая познакомит нас с некоторыми фактами биографии выдающегося писателя.

Учащиеся читают статью в учебнике на стр. 82-84.

4.Беседа по вопросам к статье:

-Где и когда родился писатель?

-Чему научила его природа средней полосы России?

-Кого писатель считал самыми верными друзьями? ( собак)

-Какую охоту предпочитал М.Пришвин? (весь день охотиться — и не убить)

-Как бы вы определили основную мысль текста? («Поиск и борьба, познание мира и обретение любви — такова связующая тема всех книг Пришвина»)

5.Комментарии учителя по истории создания произведения «Кладовая солнца»:

Наиболее известное произведение писателя — сказка-быль «Кладовая солнца», написанная в 1945 году. Она состоит из двенадцати главок-эпизодов. Время действия — послевоенные годы.В дневниковых записях автор назвал своё творение «Друг человека», где главным героем должна была стать собака Травка. Но потом было найдено поэтическое название «Кладовая солнца», и Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в болотах.

-Почему же произведение называется «Кладовая солнца»?

Во-первых, «Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями,цветами, птицами, зверьём. И главное — с человеком.Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. И в этой способности великая правда, которую знал старик Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!

— Как вы понимаете жанр произведения «сказка-быль»?

Сказка-быль — название жанра противоречивое, так как быль, то,что было на самом деле,исключает сказочное,фантастическое.А вот в «Кладовой солнца» всё можно назвать сказкой и одновременно былью.

Прочитаем первы строки произведения.»В одном селе, возле Блудова болота. «

На сказку. Вспомните сказочный зачин.И здесь он присутствует — рассказ о жизни детей. Но тут же автор даёт вполне конкретное указание места, историческое время, реальные герои — дети, их соседи, Анти -пыч, занятия и заботы людей.

Традиционно сказочным является и сюжет:девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие.Наконец, в основе произведения лежит изображение борьбы добра и зла.Как и в сказке, добро побеждает:Митраша не только спасается, но и осиливает матёрого волка, Травка находит нового хозяина, Настя раскаивается в своей жадности. Благополучный конец — главный элемент сказки.Сказка и быль одновременно присутствуют в тексте произведения Пришвина.

-Это значит,что перед нами сказка-быль?

— Сформулируйте определение сказки-были.

Сказка-быль — это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества. ( Учащиеся записывают определение в тетрадь)

В своём произведении М.Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать — деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью «мыслить» и «разговаривать» — лось, сороки, лисичка, волк рассуждают как люди, крики птиц ( вороны,кулик, глухарь, тетерева,сороки) переводятся на человеческий язык.

Прочитаем первую главу сказки-были.

-В чём сходство персонажей с героями народных сказок?

( Сказочные клички животных:коза Дереза, золотой петух Петя; по-сказочному занятны и прозвища детей — Митрашу люди называют «Мужичком в мешочке», а Настя сравнивается с Золотой Курочкой на высоких ножках. Далее,как и в сказке, дети будут выбирать одну дорогу из двух.

— Что мы узнаём о судьбе детей в первой главе?

( Они сироты : их мать умерла, а отец погиб на войне)

— Вспомните русскую народную сказку, героями которой также являются брат с сестрицей, у которых умерли родители.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

— А о каких РЕАЛЬНЫХ событиях мы узнаём из первой главы?

( Указывается конкретное место событий — село в районе города Переславль-Залесский, называется историческая дата — Великая Отечественная война, дети работают на колхозных полях, на скотном дворе. )

— А что можно сказать о названии произведения?

( Оно сказочное, волшебное)

7. Работа с иллюстрациями.

На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни, Е. Рачёва.

(Рисунки яркие, красочные. Мы видим загадочные деревья и закат на Блудовом болоте.Художник изобразил, как тонет Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоды.Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече. Крупным планом даны портреты детей6 Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. Много рисунков, изображающих птиц и животных: глухарей, бекаса, ворон, сорок. Как живая нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе)

— Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения?

— Так что же, сказку или быль рассказывает писатель?

( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения — сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)

1.Перечитать 2-7 главы.

2.Найти особенности описания мира природы.

3. Проиллюстрировать понравившийся эпизод,не вошедший в выставку.

6 класс. Литература. Из литературы 20 века. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Смысл названия. Пейзаж.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Смысл названия. Пейзаж.

Цели:

познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина; проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи :

обратить внимание на портретные характеристики героев, показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев; раскрыть особенности жанра сказки-были.

Введение

Повесть «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Повесть Пришвина «Кладовая солнца» – произведение, написанное не только для детей, но и для взрослых. Замечательный знаток родного края, натуралист и учёный, всем сердцем влюбленный в родину, в её удивительную природу и богатства её недр, писатель делился в своих произведениях глубокими знаниями о животном и растительном мире России, учил бережному, рачительному отношению к полезным ископаемым, прививал читателям чувства хозяина и защитника отчих земель.

Краткое содержание «Кладовая солнца» обращает нас к событиям Великой Отечественной войны. Недалеко от городка Переславль-Залесский, в небольшом селе остались бедовать-горевать двое детишек: Настенька по прозвищу Золотая курочка и её брат Митраша – Мужичок в мешочке. Насте было лет 12, Митраше – 10. Мать их умерла после тяжёлой болезни, отец пропал на дорогах войны.

Краткое содержание «Кладовая солнца» не позволяет подробно рассказать о житии-бытии детишек. Важно отметить только, что они, несмотря на возраст, не пропали, а смогли устоять и выдержать удары судьбы. После родителей им осталась крепкая изба-пятистенка, хозяйство – поросёнок, корова, немного птицы. За всем нужен глаз да глаз, но Настя была девочкой хозяйственной, мастерицей на все руки: и еду приготовит вкусненько, и скотинку обиходит, накормит, приберёт. А Митраша ей во всём помогал. Сам крепенький, лобастенький, коренастый, он не зря назывался мужичком. Крестьянская сметка, осмотрительность оказались присущи парнишке с детства. От отца научился он бондарничать – делал деревянные вёдра, бочонки да кадушки людям. Так и жили братик с сестричкой до того момента, пока удивительные силы природы не вторглись в их быт.

Далее краткое содержание «Кладовая солнца» таково. Деревня, где жили наши герои, находилась недалеко от леса. Лесник Антипыч был хорошим другом их отца, да и ребят привечал добрым словом, занимательным рассказом. Он всё обещал открыть им какую-то свою, особую правду. Да так и не успел, умер. Но вроде как успел шепнуть эту правду Травке, своей любимице, собаке, которая была с ним много лет. После смерти Антипыча Травка не прибилась к людям, осталась в лесу – тосковать по хозяину, загонять по привычке для него дичь, сторожить избушку его да лесные угодья – от лихих людей-браконьеров и порубщиков. И часто выла она по ночам от беспросветного одиночества, словно соревнуясь со своим давним недругом – волком Серым Помещиком. А ещё краткое содержание «Кладовая солнца» нам даёт возможность узнать историю двух деревьев – сосны и ели. Когда ветер занёс на полянку близ Блудова болота два семечка да и бросил их в землю. Хоть и была здесь почва не особенно плодородная, семена принялись, дали ростки, и вот выросли из них ель да сосна. Оба дерева переплелись корнями в борьбе за питательные соки земли, а ветвями — в борьбе за солнечный свет, свободу и жизнь. Они искривлены, покорёжены, ранят друг друга ветками и сучьями. Но каждое хочет жить. Эта великая битва символизирует жизненную силу самой природы, которую невозможно уничтожить.

Вспомним далее краткое содержание. Пришвин («Кладовая солнца») повествует нам о Палестинке – чудесной поляне, где видимо-невидимо самой полезной и целебной ягоды – клюквы. Растёт она в болотистых местах, небольшими островками, и чтобы добыть её, немало трудов нужно. А Палестинка вся красным-красна, за один раз можно набрать ягодок столько, сколько в обычных местах за месяц не соберёшь. И вся она крупная, крепкая, сладкая-сладкая! Именно так рассказывал про волшебную поляну Насте и Митраше отец. И даже сказал, где искать её, по каким тропам – на севере, куда укажет стрелка компаса. Горячее желание найти Палестинку послужило началом всех приключений, что произошли с ребятишками, когда те пошли в лес за клюквой. Мудр писатель Пришвин: «Кладовая солнца», краткое содержание которой вы сейчас прочитали, – это рассказ о великой дружбе и взаимовыручке, о преданности человека и собаки друг другу, о настоящей любви между братом и сестрой, о тех человеческих ценностях, без которых люди давно бы одичали и перестали быть людьми. Повесть заканчивается счастливо. Настя нашла Палестинку, а все собранные ягоды отдала в госпиталь, раненым. Травка спасла Митрашу из трясины и обрела в его лице нового любимого хозяина – молодого Антипыча. Поссорившись в лесу, братик с сестричкой помирились и вновь стали теми милыми и добрыми ребятишками, которых так любили и уважали соседи. А Природа приподняла перед людьми завесу над своими тайнами и дала понять, что готова поделиться с ними своими сокровищами, будь то лечебная клюква или залежи торфа в Блудовом болоте.

Краткая биография М.М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

Особенности композиции произведения.

А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).

Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.

Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.

В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

Подведение итогов.

-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.

Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.


Статьи по теме