Изображение Пространства 6 Кл Презентация Изо

Изображение Пространства 6 Кл Презентация Изо.rar
Закачек 3504
Средняя скорость 2963 Kb/s
Скачать

Изображение Пространства 6 Кл Презентация Изо

Данный материал представляет собой мельтимедийную презентацию к уроку ИЗО в 6 классе по теме «Изображение пространства»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изображение пространства Урок изобразительного искусства в 6 классе Учитель-Зарецкая Е.О . МБОУ СОШ № 5 п. Ключи-1 2013 г.

Вопросы Что такое пейзаж? Какие правила помогут изобразить пейзаж? Как изображали пространство в разные исторические эпохи?

Пейзаж (от фр. paysage ) – жанр ИЗО, изображение природы, окружающего пространства

Какие правила помогут изобразить пейзаж?

Перспектива – (от лат. ясно вижу ), точная наука, которая учит изображать объемные тела на плоскости, передавая их расположение в пространстве и удаленность от наблюдателя. Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Перспектива как изобразительное средство широко стала применяться в эпоху Возрождения.

В зависимости от назначения изображения перспектива бывает: Фронтальная ( пр ямая ) перспектива Уг ловая (линейная) перспектива Воздушная перспектива Обратная перспектива И т.д.

Фронтальная (прямая) перспектива — объект находится во фронтальном положении, т.е. его плоскости параллельны плоскости картины; — параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, будут сходиться на линии горизонта в определенном месте – точке схода . Во фронтальной перспективе одна точка схода.

Угловая (линейная) перспектива — объект находится в угловом положении, т.е. его плоскости расположены под углом к плоскости картины; — двухточечная , предметы проецируются на основе линий, сходящихся в двух точках схода, которые находятся на линии горизонта как правило за пределами листа.

Воздушная перспектива — способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контраста в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Обратная перспектива применялась в византийской и древнерусской живописи. Изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. Схема построения линейной перспективы . Схема построения обратной перспективы . Обратная перспектива образует пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Как изображали пространство в разные исторические эпохи?

Искусство Др. Египта Правила перспективы не соблюдались, Ленточная организация пространства (предметы, находящиеся дальше, изображались выше),

Японское и китайское искусство Ярусное построение пространства, Каждый из объектов можем быть главным при рассматривании, Глубина пространства создается заслонением одного предмета другим и воздушной перспективой, передающей ощущение простора и расстояний.

Обратная перспектива Андрей Рублев. Троица . Древнерусская живопись

Эпоха Возрождения Рафаэль Санти. Афинская школа

Разделы: МХК и ИЗО

Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной перспективы.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Приложение 1. (на экране Слайд 1 – заставка презентации).

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа, как жанра. По какому принципу произведения искусства можно разделить на жанры? (в зависимости от того, что изображает художник).
На прошлом уроке мы сформулировали определение пейзаж.
Итак, пейзаж – это . (изображение природы).
Что интересного из истории возникновения и развития жанра пейзажа вам запомнилось?

Сегодня предмет нашего разговора – перспектива. Приходилось ли вам раньше слышать это слово? Приведите примеры предложений со словом перспектива. Что означает слово перспектива в изобразительном искусстве? (ответы учеников).
Давайте обратимся к страницам учебника. На с.142 размещены иллюстрации, перемещающие нас в эпоху Древнего Египта. Прочитайте небольшой текст возле иллюстраций. Скажите, как изображали пространство мастера Древнего Египта? (никогда не показывалась иллюзия отдалённости, изображение было плоским, не вырывалось из плоскости стены, размер изображаемых фигур людей зависел от их социального статуса, фигура человека изображалась по канону – строгому правилу, принятому образцу).
Прочтите текст на с.143, рассмотрите иллюстрации. Что можно сказать об особенностях изображения в Древней Греции и в Древнем Риме? (человек изображался более правдоподобно, в движении, между фигурами появились пространственные связи, а пейзаж в более поздних римских росписях лишь украшал изображение, не был единым, легко переходил в узор).
Посмотрите на иллюстрацию, размещённую на с.144. В Средние века искусство стало преимущественно религиозным. Пространство иконы имеет свои законы. Оно приближается к молящемуся человеку. За счёт чего так получается? (особенности обратной перспективы).

Обратимся к слайдам презентации. Приложение 1

Давайте сформулируем понятие перспектива в изобразительном искусстве. Перспектива – это. (изображение пространства).( Слайд 2, А.М.Герасимов «Большак», 1912г.).
Слайд 3.В эпоху Возрождение в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Посмотрите на картину итальянского художника Паоло Учелло «Охота в лесу», написанную в 1460 году. Как художник выстраивает картину, как строит пространство? (Художник намечает линию горизонта. Отмечает на ней точку схода, проводит к ней линии от переднего края листа. Персонажей картины располагает вдоль этих линий, постепенно уменьшая их размер) Слайд 4.
Перед нами примеры пейзажей с одной точкой схода на линии горизонта
(Слайды 5-8 представляют нам фотографии с изображением перспективы;
Слайды 9-11 показывают нам произведения великого пейзажиста России Исаака Ильича Левитана). Учащиеся под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Рассмотрим пример пейзажа с двумя точками схода (Слайды 12-13. В. Ван Гог «Сад с цветами», 1888 г ). Учащиеся под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Работа парах:

Попробуйте сформулировать правила линейной перспективы.
(Правила линейной перспективы:
– предметы по мере удаления становятся меньше;
– линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.
(Слайд 14) слушаем выступления учащихся, которые аргументируют свою точку зрения.

Итак, представим, что пред нами лежит чистый лист бумаги. С чего мы начнём выполнять линейный рисунок пейзажа с одной точкой схода, применяя изученные нами правила линейной перспективы? Каковы ваши предложения? (Слайды 15 – 24).

Учащиеся предлагают:

  1. Проведём линию горизонта (желательно не на середине листа, чуть выше или ниже середины).
  2. Отметим на ней точку схода.
  3. Справа и слева от края листа проведём линии схода так, чтобы они встретились в точке схода на линии горизонта.
  4. Пусть слева на нашем рисунке с края от дороги будет располагаться полоска деревьев, справа – столбы линии электропередачи. Наметим первое дерево, первый столб.
  5. От их макушки проведём линии в точку схода, так мы определим высоту всех следующих деревьев и столбов.
  6. Теперь будем вписывать в получившийся размер столбы и деревья (надо предупредить учащихся, что нажим на карандаш должен постепенно ослабевать, это правила воздушной перспективы, подробное изучение которой состоится на следующем уроке).
  7. Добавляем в композицию другие детали: облака, дорожки по бокам, травинки, ветви, провода, фактуру дороги, а может это река?
  8. Примеры подобных композиций на следующих слайдах (Слайды 25-26).

III. Практическая работа учащихся

Задание – создать линейную композицию, учитывая правила линейной композиции. Учащиеся работают индивидуально карандашом, предварительно выбрав горизонтальное или вертикальное положение листа.

IV. Итоговая часть урока

Импровизированная выставка. Закрепление изученного в ходе обсуждения работ.

Домашнее задание:

  1. Завершить линейный рисунок, начатый на уроке (можно поработать в тоне штриховкой, постепенно ослабляя силу нажатия на карандаш).
  2. Продолжить сбор материала для проекта «Мой любимый художник – пейзажист»
  3. Внимательно рассмотреть репродукцию картины П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» на с.145 в учебнике, ответить на вопросы на с.145, по желанию найти информацию о создании этого шедевра.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изображение пространства Перспектива (от латинского perspicere) означает насквозь видеть.

Перспектива – наука, изучающая законы линейного построения изображения предметов при разном их удалении от наблюдателя. Линейная перспектива. Перспективой называют и само изображение, построенное по этим законам.

Кроме линейной перспективы, существует еще так называемая воздушная перспектива.

Научные основы линейной перспективы заложил архитектор Раннего Ренессанса Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли.

Итальянские и немецкие художники Леон Баттиста Альберти, Пьерро делла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и другие в своих научных трудах и произведениях искусства развили открытые ранее законы.

В последующее время было разработано немало методов и приемов перспективного построения, позволяющих точно воспроизвести на плоскости любой предмет в любом повороте, на любом удалении и с любой точки зрения.

Известно, что параллельные линии на ровной местности, удаляясь от нас, в конце концов зрительно сойдутся в одной точке на горизонте, то есть на той условной линии, где сходятся земля и небо.

Резкое понижение горизонта, скрадывание происходящего на дальних планах, снятие всего второстепенного позволяло художнику возвеличить центральный персонаж, который таким образом возвышался над всем окружающим, вырастая на фоне голубого неба.

Поднимая горизонт, художник как бы поднимает зрителя, дает ему возможность охватить взглядом как можно большее пространство, разглядеть участников массовой сцены или ощутить земной простор со множеством планов и деталей.

Иногда, разворачивая какую-нибудь сцену в помещении, художник изображает его строго фронтально, когда все уходящее в глубь, в перспективе линии сошлись бы в одной центральной точке как в некоем фокусе. Эти линии архитектуры направляют наш взгляд где находится главный элемент изображающего лица

Здесь главный элемент – пучок мечей. Эти примеры не надо принимать как единственно возможные способы выделения главного в композиции. Это один из путей – путь творческого использования перспективных построений.

Особенности изображения пространства в Древнем Египте. Почти пять тысячелетий назад в Древнем Египте впервые в мире родился скульптурный портрет. Ваятели не сомневались в бессмертии души человека. Поэтому и древнеегипетские изваяния при всей выразительности и портретном сходстве словно смотрят в вечность. Устремленность взгляда в неведомую даль при неподвижности фигуры лица, отрешенного от всего земного , — трудно представить более впечатляющий символ вечности.

Взгляните на фрагмент росписи гробницы Нахт, созданной в XV веке до нашей эры. Это живая сценка, участницы которой – элегантные женщины – держат себя весьма непринужденно. Все они показаны в момент перехода одного движения в другое или в состоянии относительной, очень краткой неподвижности. По другому относились к творчеству авторы древнеегипетских рельефов, фресок, небольших скульптурных сценок: ярко, непосредственно и порой динамично рассказывали они о людях, важных событиях и повседневной жизни, природе, живописном мире своей страны.

Однако мы смогли верно оценить действия персонажей, лишь поняв происходящее. Если же рассматривать изолированно, например, среднюю фигуру, то станет неясно, почему она обернулась. Таким образом, движение в картине воспринимается нами лишь в контексте, в связи с сюжетной ситуацией. Движение в картине – выразитель времени. Передано оно в основном графическими средствами – линиями, пятнами локального цвета, создающими плавный музыкальный ритм. Изображение плоскостно, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана – это так называемое фризовое построение.

Эта система изображения по-своему цельно выражала восприятие мира художником.

Средневековая фреска изображает неподвижные фигуры, пространство как бы опрокинуто на зрителя, и вы часто ловите себя на мысли, что все эти устремившиеся на вас плоскости и линии имеют точкой схода ваш глаз.

Культура Ренессанса с его высокоразвитым индивидуальным сознанием, независимым взглядом на мир, тягой к научному познанию явлений природы, выдвинула иную систему пространства. Ренессансная картина – как бы взгляд на мир через окно. Мир для него целиком познаваем и трактуется им как законченное гармоническое целое.

Барокко 17 и 18 столетий окончательно театрализовало итальянскую перспективу. Сдержанность уступала место экзальтации, иногда такой естественной в картинах испанских мастеров, с их тягой к драматизму и патетике, а часто наигранной.

Даже архитектура стала пониматься как эффектная декорация.

Вывод. То, что пространство в изобразительном искусстве – вопрос кардинальный, вопрос его бытия, редко вызывает сомнения. Время – одна из форм существования художественного пространства, и мы жизнь во времени чувствуем через ритм, ритмическое решение и организацию пространства. И от ритма и будет зависеть его течение, то созерцательно замедленное в картинах Тициана, или скульптурах А.Майоля и его последователей, то бурное, динамичное в скульптурах эпохи барокко. Оно зависит от ритма линий, цветовых плоскостей, объемов, повторов контрастов форм. Ритм помогает нам почувствовать эмоциональность пространства, жизнь идеи в этом пространстве.


Статьи по теме