Литература России 18 Века Презентация

Литература России 18 Века Презентация.rar
Закачек 3792
Средняя скорость 5925 Kb/s
Скачать

Литература России 18 Века Презентация

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие русской литературы в XVIII веке Подготовил: учитель истории и обществознания Красникова И. Л. Курск — 2014 год

XVIII век — столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.

Жанры XVIII века Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман

Главными отличительными чертами этого времени были новый литературный язык и новая система стихосложения. Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский.

Благодаря В. К. Тредиаковскому , в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком XVIII века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. В сатирических произведениях русской литературы XVIII века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. А. П. Сумароков

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин

Гаврила Романович Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнение с которым не выдерживали современные ему правители. Державина едко высмеивал знатных бездарей и бездельников. В своих патриотических одах он прославлял победы русской армии. Гаврила Романович Державин

Во второй половине XVIII века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества. В конце XVIII века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе века стали произведения Радищева и Карамзина. Н. М. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества XVIII века. Н. М. Карамзин

Александр Николаевич Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил его к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь. Александр Николаевич Радищев

Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым, «Трутень» и «Живописец», в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества.

Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все – от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым.

С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов. Выходят сотнями собственные подражания последним. Русские люди приучились читать и даже покупать книги. Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги: даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящными виньетками.

Книги писали на бумаге. К концу 18-го века в России функционировали более 60 бумажных фабрик. Лучшие фабрики по производству бумаги находились в Москве, Петербурге, Ярославле и Калуге. Из-за постоянно растущего спроса, недостаточного количества и высокой стоимости бумаги приходилось искать новые виды сырья для её производства. Так, в конце 18-го века для изготовления бумаги применялись отходы текстильного и канатного производства и асбест, осока, камыш, водоросли, солома и т.д.

Тест 1.Какое направление литературы в тридцатые годы XVIII века становится основным направлением в русском искусстве: А) классицизм Б) реализм В) сентиментализм Г) романтизм

2. Что является центральной эстетической категорией сентиментализма: А) время Б) разум В) действие Г) чувство

3. К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»: А) к императрице Екатерине II Б) к императору Петру I В) к императрице Елизавете Петровне Г) к императору Павлу I

4. Укажите жанр произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: А) путешествие Б) дневник В) сентиментальная повесть Г) трагедия

5. Кто написал произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»: А) Фонвизин Б) Державин В) Радищев Г) Карамзин

6. Какой путь проходит литература XVIII века: А) от сентиментализма к классицизму Б) от классицизма к сентиментализму В) от классицизма к реализму Г) от классицизма к романтизму

7.Кто был основоположником нового стихосложения: А) Тредиаковский Б) Фонвизин В)Ломоносов Б)Державин

8. Какие жанры получили развитие в творчестве А. П. Сумарокова: А) ода и комедия Б) комедия и элегия В) трагедия и роман Г) комедия и трагедия

9. Кто из литературных деятелей отметился в сатирических произведениях русской литературы XVIII века: А) Антиох Кантемир Б) Николай Карамзин В) Александр Радищев Г) Николай Новиков

10. Что из нижеперечисленного является произведением Дениса Ивановича Фонвизина: А) ода «Фелица» Б) комедия «Недоросль» В) роман «Езда в город любви» Г) «Путешествие из Петербурга в Москву»

11. Назовите жанр, благодаря которому прославился Державин: А) комедия Б) элегия В) роман Г) ода

12. Какой литературный стиль направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций: А) классицизм Б) романтизм В) сентиментализм Г) реализм

13. Кого из литературных деятелей Екатерина II называла «бунтовщиком похуже Пугачева»: А) Радищева Б) Новикова В) Фонвизина Г) Державина

14. Сколько бумажных фабрик в России функционировали к концу XVIII века: А) менее 30 Б) менее 60 В) более 60 Г) менее 10

15. Кем издавались популярные журналы XVIII века «Трутень» и «Живописец»: А) Новиковым Б) Радищевым В) Державиным Г) Карамзиным

Выполнила: ученица 9А класса МБОУ Гимназии №216 «Дидакт» Клепова Дарья

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой

1-й период – литература Петровского времени 2-й период – 1730 – 1750 гг. 3-й период – 1760 – первая половина 70-х гг. 4-й период – последняя четверть века.

1-й период 2-й период 3-й период 4-й период Появление светской литературы Классицизм Сентиментализм Феофан Прокопович Кантемир Ломоносов Сумароков Майков, Новиков, Фонвизин, Державин Крылов Карамзин Дмитриев

Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Литературное(художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.

Принцип «подражания природе». Ориентация на античное искусство. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.

Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей». Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Выделение одной ведущей черты в характере героя. «Система амплуа». Правило «трёх единств».

Высокие: Трагедия, Ода, Эпопея Средние: Научная поэзия, Элегия, Послание Низкие: Комедия, Басни, Сатиры

Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Высокий: церковнославянизмы + Редко, не нарушая стиля — Средний: общеупотребительные слова + + + Низкий : разговорные, простонародные слова — + +

Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Идеальная героиня Герой-любовник Второй любовник Резонер Служанка Обманутый отец

Единство времени (действие развивается не более суток). Единство места (в одном месте). Единство действия (одна сюжетная линия, действующих лиц не более 10).

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемrgpl.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.» — Транскрипт:

1 Русская литература XVIII века

3 В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.

4 Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»

5 Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление — сентиментализм.

6 Классицизм От латинского слова «классикус» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

7 Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.

8 В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.

9 Основной конфликт 18-го века в России — конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва. С 60-х гг.XVIII века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели- классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

10 Особенности русского классицизма : Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.

11 Русские писатели — классицисты В.К.Тредиаковский А.Д.Кантемир

12 Н.И. Новиков Д. И. Фонвизин

13 М. В. Ломоносов А. П. Сумароков

14 И. А. Крылов Г.Р. Державин

15 Классицизм в архитектуре

16 Классицизм в живописи Г.Угрюмов. Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыни. А.Лосенко. Смерть Адониса.

17 А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

18 Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать. – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.

19 Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

20 Основоположник русского сентиментализма Н.М.Карамзин

21 Спасибо за внимание! Учитель русского языка и литературы Рыбакова Г. П.


Статьи по теме