Методическое пособие по Литературе 10 Класс

Методическое пособие по Литературе 10 Класс.rar
Закачек 3435
Средняя скорость 4390 Kb/s
Скачать

Методическое пособие по Литературе 10 Класс

Ч.1 — 4-е изд., пер. и доп., 2016. — 464с. Ч.2 — 3-е изд., пер. и доп., 2015. — 416с.

Пособие содержит подробные разработки уроков литературы в 10 классе. Кроме методических рекомендаций приведены комментарии, справочные материалы, вопросы для бесед, а также информация и варианты разработанных тем для углубленного изучения литературы в 10 классе. В конце издания в виде опросных карточек помещены тесты по всем разделам курса. Полноценно может использоваться практически со всеми учебниками для основной школы. Будет полезно и начинающим, и опытным педагогам.

I полугодие
От авторов 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ Ю.В. ЛЕБЕДЕВА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 5
Вводные уроки 7
Уроки 1-2. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв 7
Уроки 3-4. Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского 11
Урок 5. Декабристский романтизм. Творчество К.Ф. Рылеева 14
Творчество А.С. Пушкина 18
Уроки 6-7. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества 18
Урок 8. Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии 28
Вариант урока 8. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина 38
Урок 9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина 42
Урок 10. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина 48
Урок 11. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» 54
Урок 12. Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа 61
Урок 13. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» 64
Урок 14. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина 71
Урок 15. Онегин и Ленский 74
Уроки 16-17. Татьяна — любимая героиня Пушкина 79
Уроки 18-19. Сочинение по роману «Евгений Онегин» 84
Вариант уроков 18-19. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» 87
Уроки 20-21. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина». Семинар 92
Уроки 22-23. Историческая тема в творчестве Пушкина 30-х годов XIX в. Семинар 101
Творчество М.Ю. Лермонтова 122
Урок 24. Художественный мир М.Ю. Лермонтова 122
Урок 25. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова 129
Урок 26. «Пророк» Лермонтова и Пушкина 134
Урок 27. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова 138
Урок 28. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа 143
Урок 29-30. Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери» 145
Урок 31. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист») 147
Уроки 32-33. Зачет по творчеству М.Ю. Лермонтова 153
Уроки 34-35. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова 155
Творчество Н.В. Гоголя 158
Урок 36. Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя 158
Урок 37-38. Петербургские повести Н.В. Гоголя 162
Урок 39. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы 165
Уроки 40-41. Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова 169
Уроки 42-43. Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина 174
Уроки 44-45. Чичиков и чичиковщина 181
Урок 46. «Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме 188
Урок 47. Образ России в поэме «Мертвые души» 194
Уроки 48—49. Творчество Гоголя и наше время. Семинар 197
Урок 50. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души» 200
Уроки 51-52. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» 202
Урок 53. Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-х годов XIX в 202
Уроки 54-55. Особенности русской критики второй половины XIX в 203
Творчество И.А. Гончарова 205
Уроки 56-57. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» 205
Уроки 58-59. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина» 214
Уроки 60-61. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» 216
Уроки 62-63. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» 220
Урок 64. Историко-философский смысл романа «Обломов» 223
Уроки 65-66. Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова 230
Уроки 67-68. Контрольная работа по I полугодию 234
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ В.И. САХАРОВА, С.А. ЗИНИНА «ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 235
Творчество А.Н. Островского 237
Урок 22. А.Н. Островский — создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823-1886) 237
Урок 23. Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди — сочтемся!» («Банкрот») 247
Урок 24. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие 254
Урок 25. Город Калинов и его обитатели (Действия I—IV) 259
Урок 26. Образ Катерины. Ее душевная трагедия (Действия II—V) 265
Урок 27. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» 272
Варианты уроков 24—27. Драма «Бесприданница» 275
Вариант урока 27. Искушение — лейтмотив драмы «Бесприданница» 288
Урок 28. Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка» 291
Творчество И.С. Тургенева 295
Урок 41. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883) 295
Урок 42. Рассказы цикла «Записки охотника» 298
Урок 43. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе 304
Урок 44. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (главы 5-11) 309
Урок 45. Базаров и Одинцова (главы 13-19, 25-27) 318
Вариант урока 45. Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой 322
Урок 46. Базаров и его родители 325
Уроки 47^48. Базаров-нигилист 329
Урок 49. Базаров перед лицом смерти 334
Урок 50. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева 342
Уроки 51-52. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева 347
Творчество Н.А. Некрасова .347
Урок 53. Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове (1821-1878) 347
Уроки 54—55. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова 351
Урок 56-57. Горькая доля народа пореформенной России 358
Уроки 58-59. Душа народа русского 364
Урок 60. Народ в споре о счастье 370
Урок 61. Идейный смысл рассказов о грешниках 378
Урок 62. Проверочная работа 382
Урок 63. Народ и Гриша Добросклонов 383
Уроки 64—65. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» 386
Уроки 66-67. Контрольная работа по I полугодию 387
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ В.И. КОРОВИНА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 388
Урок 1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв 390
Урок 2. Классицизм 390
Урок 3. Просвещение в Европе и России 391
Творчество Г.Р. Державина 392
Урок 4. Г.Р. Державин. Вехи жизни и творчества. «Осень во время осады Очакова» 392
Урок 5. Оды Г.Р. Державина. «Снигирь» 400
Урок 6. Сентиментализм. Творчество Н.М. Карамзина 405
Урок 7. Романтизм. Литературные общества 405
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Литературные вечера и Викторины 407
Приложение 2. Тесты по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»), И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова 437
Список литературы 457

197
Уроки 35-36 (103-104) Этапы биографии и творчества писателя 197
Вариант уроков 35-36 (103-104) 204
Уроки 37-57 (105-125) Роман «Война и мир» 216
Углубленное изучение. Роман «Анна Каренина» (8 часов) 306
Раздел VII. Творчество АЛ. Чехова 334
Урок 58 (126) Литература и общественно-политическая жизнь России 80-90-е годы ХГХ века 334
Урок 59 (127) Этапы биографии и творчества писателя 335
Уроки 60-61 (128-129) Рассказы А.П. Чехова. Маленькая трилогия 340
Урок 62 (130) Рассказ «Ионыч» 350
Уроки 63-64 (131-132) Пьеса «Вишневый сад» 357
Вариант уроков 63-66 (131-134) Пьеса «Вишневый сад» 371
Раздел VIII. Уроки по зарубежной литературе 386
Уроки 67-68 (135-136) Иоганн Фольфганг Гете «Фауст» 386
Вариант уроков 67-68 (135-136) Оноре де Бальзак «Гобсек» 395
Тест по творчеству Ф.И. Тютчева. Варианты I и П 401
Тест по творчеству Ф.М. Достоевского. Варианты I и II 403
Тест по творчеству Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» 407
Тест по творчеству Н.С. Лескова. «Очарованный странник» 408
Тест по творчеству Л.Н. Толстого. Варианты I и II 409
Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 413

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области ГОБУ СПО ВО

«Воронежский государственный промышленно-

методические указания по выполнению самостоятельной работы

ПД.02, БД.02 «Литература»

Для студентов всех специальностей.

Печатается по решению методического совета

Составитель: Подлипаева Т.В.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов всех специальностей очной формы обучения Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [сост.: Подлипаева Т.В.]. – Воронеж: ВГПГК, 2014.

Указания разработаны в соответствии с «Примерной рабочей программой по дисциплине «Литература» для средних специальных учебных заведений всех специальностей. Самостоятельная работа предназначена для студентов очной формы обучения.

Подлипаева Т.В., 2014.

Данная самостоятельная работа состоит из ряда тестов. Сборник тестовых заданий соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Литература».

Они предназначены для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по данной общеобразовательной дисциплине; организации самостоятельной работы студентов на занятии или домашней самостоятельной работы.

Сборник тестов предназначен для студентов 1 курса всех специальностей, изучающих дисциплину «Литература».

Тестовые задания составлены на основе материала учебников по «Литературе» для студентов средних специальных учебных заведений и учебников по «Литературе» для 10 – 11 классов. Они обеспечивают проверку усвоения учащимися учебного материала по темам: «Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна», «Творчество Н. С. Гумилева», «Ранняя лирика А. А. Ахматовой», «Произведения С. А. Есенина», «Произведения В. В. Маяковского, «Пьеса Горького «На дне», «Произведения А. А. Блока», «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Лирика Б. Пастернака», что дает возможность при закреплении темы акцентировать внимание именно на этих недостатках.

Предлагаемые задания помогут осуществить контроль за уровнем грамотности студентов, проверить знание теоретического материала по литературе, а также подготовить учащихся к сдаче зачета.

Работа рассчитана на 30 – 40 минут (в зависимости от подготовленности учащихся).

Критерии оценок: если выполнено 90 % — «отлично», 70 % — «хорошо», 50 % — «удовлетворительно», менее 50 % — «неудовлетворительно».

Тест по творчеству И.А. Бунина и

Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку б) А. Куприну

в) А. Чехову г) И. Бунину

2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «…тучный, высокий, серебряный старец… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом…, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми полукругами…»

3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «…Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное…»

4. В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к той же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?

5. Каким образом в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показаны полное ничтожество и безликость существа главного героя?

Тест по творчеству И.А. Бунина и

Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький б) И. Бунин

в) А. Куприн г) Л. Андреев

2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «…Оригинальную красоту ее лица… нельзя было позабыть… Прелесть его (лица) заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»

3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина «…Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах…»

4. Что вы знаете о жанре мелодрамы и о сути конфликта мелодраматических произведений? Можно ли отнести рассказ «Гранатовый браслет» к жанру мелодрамы и почему?

5. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Тест по творчеству Н. С. Гумилева.

К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. С. Гумилева?

а) футуризм б) акмеизм

в) имажинизм г) символизм

2. Дайте определение акмеизму.

3. Кто вместе с Н. С. Гумилевым руководил «Цехом поэтов»?

4. Какие традиции русской литературы развивает акмеизм?

5. Как вы понимаете высказывание С. Городецкого: «Борьба между акмеизмом и символизмом… есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время…»

6. Согласны ли вы с мнением литературоведа В. М. Жирмунского: «Гумилев не воплощает… душевной напряженности… в лирической песне, непосредственно отражающей эмоциональность поэта. Его стихи бедны эмоциональным и музыкальным содержанием; он редко говорит о переживаниях интимных и личных, как большинство поэтов «Гиперборея», он избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления». Обоснуйте свое мнение.

7. О ком из поэтов сказано С. Городецким:

Он верит в вес, он чтит пространство,

Строфы послушную квадригу

Он нежно любит матерьял

Он любит – буйно разогнав –

Он вещества не укорял

Остановить. И в том он прав,

За медленность и постоянство.

Что в вечности покорен мигу.

Тест по творчеству Н. С. Гумилева.

Что такое «акмеизм»?

Назовите литературное объединение, которым руководил Н.С. Гумилев.

Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а) А. А. Ахматова б) К. Д. Бальмонт

в) О. Э. Мандельштам г) Г. Иванов

Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»?

Каков смысл названия цикла Н. С. Гумилева «Капитаны»?

В статье «Преодолевшие символизм» литературовед В. М. Жирмунский пишет о Н. С. Гумилеве: «Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму». Приведите примеры из произведений Гумилева, подтверждающие эту точку зрения.

7. О чьих подвигах пишет С. Городецкий?

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой.

Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.

К какому поэтическому направлению начала XX века относится творчество А. Ахматовой?

а) футуризм б) символизм

в) акмеизм г) модернизм

Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк?

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках…

Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?

Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой.

Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

А) «Романтические цветы» а) 1911

Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой?

В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?

Тест по произведениям С. А. Есенина.

1. К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1. символизм, 2. футуризм,

3. имажинизм, 4. акмеизм

2. Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза 1. Эпитет

Под моим окном 2. Метафора

Принакрылась снегом, 3. Сравнение

Точно серебром. 4. Метафорическое сравнение

3. В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне?

а) «Русь Советская»;

б) «Отговорила роща золотая…»;

г) «Письмо матери»

4. Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех». 4. «Звонко чахнут тополя»

а) олицетворение б) звукопись

в) метафорические сравнения г) метафоры

5. Из какого произведения Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

1. «Собаке Качалова»

3. «Письмо к женщине»

4. «Персидские мотивы»

6. Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?


Статьи по теме