Музыкальная Грамота Учебное пособие

Музыкальная Грамота Учебное пособие.rar
Закачек 2359
Средняя скорость 2056 Kb/s
Скачать

Музыкальная Грамота Учебное пособие

М. : 1966. — 1 72 с.

Ценнейшее учебное пособие, которое пригодится всем начинающим изучать музыкальную грамоту. Просто, практично, понятно.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение для педагогов
ГЛАВА I
§ 1. Музыка и музыкальные инструменты
§ 2. Выразительность в музыке
§ 3. Движение в музыке
§ 4. Высота звуков. Регистры
§ 5. Мелодия. Сопровождение
§ 6. Фраза
§ 7. Движение звуков мелодии
§ 8. Длительность звука
§ 9. Сильные и слабые доли. Размер
§ 10. Темп
§ 11. Оттенки в музыке
§ 12. Пение про себя
§ 13. Созвучия и аккорды
ГЛАВА II
§ 1. Нотоносец
§ 2. Названия звуков
§ 3. Запись нот
§ 4. Клавиатура
§ 5. Ритм и длительность звуков
§ 6. Такт и тактовая черта
§ 7. Дирижирование
§ 8. Затакт
§ 9. Пауза
ГЛАВА III
§ 1. Подбирание песен на рояле
§ 2. Лад. Тоника. Тоническое трезвучие
§ 3. Звукоряды мажорного и минорного ладов
§ 4. Тональность
§ 5. Гамма
§ 6. Вводные звуки. Тон и полутон
Упражнения на повторение пройденного
Приложения:
Описание музыкальных игр
Разрезная нотная азбука
Сборник песен

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Пособие по музыкальной грамоте для I класса

1. Названия звуков, октав

В музыке используются 7 разных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Так называются белые клавиши на фортепиано. Перед двумя черными клавишами находится белая клавиша ДО, а перед тремя черными клавишами – белая клавиша ФА.

до ре ми фа соль ля си

Все семь нот составляют октаву. В середине фортепианной клавиатуры находится первая октава. Выше (правее) первой октавы находятся: вторая, третья, четвертая октавы. Ниже (левее) первой октавы находятся: малая, большая, контроктава, субконтроктава.

2. Размещение нот на нотоносце

Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях и между ними:

ДО – на первой добавочной линии, РЕ – под первой, МИ – на первой, ФА – между первой и второй, СОЛЬ – на второй, ЛЯ – между второй и третьей, СИ – на третьей.

до ре ми фа соль ля си до

3. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

4. Длительности звуков

Продолжительность звуков обозначается длительностями.

целая половинная четвертная восьмая

5. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.

Мажорный лад соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям.

Минорный лад соответствует печальным, грустным мелодиям.

Главный, опорный звук лада называется ТОНИКОЙ.

На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Песня про Тонику. Мелодия кончается на главном звуке – тонике.

И все мы без сомнения легко узнаем тонику.

6. Гамма До мажор

Гаммой называется последовательное расположение звуков по высоте вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь. Ступени обозначаются римскими цифрами. Название гаммы дается по ее тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

I II III IY Y YI YII I

Организация музыкальных звуков во времени называется ритмом.

1) Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Примеры группировки в тактах:

2) Размер 3/4 – это трехдольный размер, в котором каждая доля длится четверть

За каждой сильной долей следуют две слабые доли.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:

3) Размер 4/4 – это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:

8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)

К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.

I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.

9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль

I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.

Восьмая пауза

Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:

до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.

I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.

I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I t5|3

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Перечислить названия октав на клавиатуре

2. Скрипичный ключ

3. Длительности звуков

4. Мажор и минор. Тоника

5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени

6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах

Учебное пособие предназначено для изучения основ музыкальной грамоты и знакомства с основными элементами музыкального языка.

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ — МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
§1. Звуки музыкальные и шумовые. Звукоряд. Основные звуки. Октавы. Полутон, целый тон. Знаки альтерации — диез,
бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар. Энгармонизм звуков. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны 6
§2. Ноты. Нотный стан (нотоносец). Ключи скрипичный и басовый «. 10
§3. Ритм. Длительности нот. Основное деление длительностей. Знаки для увеличения длительностей. Особые виды
ритмического деления. Паузы 12
§4. Метр. Такт. Размер такта. Простые, сложные, смешанные размеры. Переменный размер. Затакт. Синкопа. Темп 16
§5. Простые интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервала. Чистые, малые, большие, увеличенные,
уменьшенные интервалы. Обращение интервалов. Консонансы и диссонансы. Составные интервалы 20
§6. Аккорды. Четыре вида трезвучий — мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное; их обращения.
Септаккорды, их обращения , 24
§7. Лад. Семиступенные лады. Ступени лада. Тоника. Мажорный лад (натуральный мажор). Тоническое
трезвучие. Гамма, ее строение. Название ступеней. Главные ступени лада. Устойчивые и неустойчивые
ступени. Разрешение. Минорный лад (натуральный минор). Тоническое трезвучие. Гамма, ее строение.
Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение 28
§8. Тональность. Общее число употребительных тональностей мажора и минора. Ключевые и случайные знаки 31
§9. Диезные и бемольные тональности мажора. Энгармонизм — тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический мажор .» 32
§10. Диезные и бемольные тональности минора. Энгармонизм тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический минор. Параллельные тональности. Параллельно-переменный лад 37
§11. Одноимённые тональности 41
§12. Родственные тональности. Модуляция 42
§13. Буквенная система обозначения звуков и тональностей , 43
§14. Чистые, малые, большие интервалы и тритоны в натуральном мажоре и натуральном миноре 44
§15.Тритоны в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Определение тональностей, в которых встречается данный тритон 46
§16. Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора 48
§17. Трезвучия в тональности. Главные трезвучия с обращениями, их разрешение 49
§18. Септаккорды в тональности. Доминантсептаккорд (D7) с обращениями, их разрешение 51
§19. Вводные септаккорды (VII7), их разрешение 53
§20. Особые лады. Пентатоника 54
§21. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма 57
§22. Транспозиция 59
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ — СОЛЬФЕДЖИО
§1. Что такое сольфеджио 60
§2. Интонационные упражнения. Секвенция 62
§3. Сольфеджио (сольфеджирование) 65
§4. Определение на слух отдельных элементов музыкального языка 67
§5. Музыкальный диктант 69

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «


Статьи по теме