Период Юношеского Возраста Презентация

Период Юношеского Возраста Презентация.rar
Закачек 1806
Средняя скорость 8471 Kb/s
Скачать

Период Юношеского Возраста Презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарина Бутакова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Возрастные особенности детей юношеского возраста.» — Транскрипт:

1 Возрастные особенности детей юношеского возраста

2 План: 1. Психологические особенности старших подростков. 2. Профильное обучение в школе 3. Текущие вопросы 4. Индивидуальные беседы План: 1. Психологические особенности старших подростков. 2. Профильное обучение в школе 3. Текущие вопросы 4. Индивидуальные беседы

4 Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.

6 Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте: Положение в семье, отношение с родителями. Положение в семье, отношение с родителями. Развитие внутреннего мира, самосознания. Развитие внутреннего мира, самосознания. Переживание и поиск любви. Переживание и поиск любви. Выбор профессии и социальное самоопределение. Выбор профессии и социальное самоопределение.

7 Отношение с родителями. Отношение с родителями. Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически – всё сопровождается чувством недовольства. Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически – всё сопровождается чувством недовольства. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.

8 Развитие самосознания. В лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в лет уже только 40 %. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. В лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в лет уже только 40 %. Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет! Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!

9 Переживания и поиск любви. С 16 лет ребята способны любить по- настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. С 16 лет ребята способны любить по- настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни.

10 Выбор профессии. Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь.

11 Психологические особенности в ранней Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я». Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я». Гармонизируется физическое и психическое развитие Гармонизируется физическое и психическое развитие Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер Развивается рефлексия, самосознание Развивается рефлексия, самосознание Самосознание устремлено в будущее Развивается эмоциональная сфера Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви. Меняются взаимоотношения со взрослыми Профессиональное самоопределение

12 Помните, что каждый подросток несёт в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать её для взаимного духовного роста!

13 Профильное обучение в 10 классе – Социально- экономический профиль

14 Учебный план в 10 классе Русский язык — 2 ч Литература – 3 ч Математика – 6 ч История — 2 ч География – 1 ч Физика – 3 ч Биология – 2 ч Химия – 2 ч Иностранный язык – 3 ч Обществознание – 3 ч ОБЖ – 1 ч Информатика — 1 ч Физкультура — 3 ч Экономика – 2 ч.

15 Элективные учебные курсы Элективные учебные курсы Математика – Пт Русский язык – Пн Общесвознание – Вт Химя – Пн География – Физика —

ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД 2 ЭТАПА:15-18 лет – РАННЯЯ ЮНОСТЬ18 — 23-25 лет – ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ

Юношеский возраст – завершающий этап вторичной социализацииГлавная социальная задача — выбор профессии Основные новообразования: личностное и профессиональное самоопределениеВедущий тип деятельности – учебно-профессиональная

Физическое развитие Биологически это период завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него уже постпубертатными. На долю этого периода выпадает задача устранения диспропорций в развитии, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания обычно завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Когнитивное развитие Основные характеристики внимания:внутреннее противоречие развития внимания: объем, переключение растут, но внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов.трудности концентрации, рассеянностьнеумение сосредоточиваться, отвлекаться от каких-то стимулов, раздражителей (Д.Хэмилтон: «невоспитанность» внимания)

Развитие памяти Ведущим является произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материалаРасцвет вербальной памяти (особенно при запоминании отдельных слов)Использование стратегий запоминания материала

Развитие мышления По Ж. Пиаже мышление достигло стадии формальных операций:гипотетико-дедуктивное мышлениеспособность к абстракцииспособность формировать и перебирать альтернативы, гипотезыспособность анализировать собственные мыслиспособность отделять логические операции от самих объектов

Развитие мышления Формально-логическое мышление — не синоним формальной логики!Задача Р. Уэйсона:Дано 4 карточки: Е(3), К(5), 4(У), 7(А)Инструкция: «Каждая из этих карточек имеет на одной стороне букву, на другой – число. Правило: если на одной стороне карточки стоит гласная, то на другой должно быть четное число. Скажите, какие карточки нужно перевернуть, чтобы проверить, соблюдается ли это правило. Переворачивать надо только те карточки, которые могут нарушить правило!»

Развитие мышления Свои новые способности подростки и юноши применяют выборочно, к тем сферам деятельности, которые для них наиболее значимы и интересны.Для выявления реального интеллектуального потенциала следует выделить сферу преобладающих интересов личности!

Развитие мышления А.Арлин: Ж. Пиаже заканчивает развитие интеллекта стадией решения проблем. Но есть и более высокий уровень — способность находить и ставить проблемы.Свойства этой стадии:нестандартный подход к уже известным проблемамумение включать частные проблемы в общиепостановка плодотворных общих вопросов даже на основе плохо сформулированных задач..

Основные характеристики мышления: склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию (Ж.Пиаже, И.С.Кон, Н.С.Лейтес)интеллектуальное экспериментирование, интеллектуальные игрыОтвлеченные рассуждения также необходимы, как «почему?» дошкольника! Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности.*Отсюда — увлечение научной фантастикой, фэнтэзи, Толкиеном, интерес к оккультизму, к измененным состояниям сознания и т.п.

Когнитивное развитие Юношеский возраст — период активного развития и проявления творческих способностей. Это связано с поиском себя, развитием сознания и личности, другое объяснение — сублимация.К 15 годам формируются когнитивные стили как индивидуальные способы переработки информации, идет формирование индивидуальных стилей умственной деятельности.Продолжает совершенствоваться метапознание (информационный подход)В возрасте 18 лет отмечается микровозрастной спад по большинству психофизиологических функций!

Эмоционально-личностное развитие Период повышенной эмоциональности: легкая возбудимость, страстность, частая смена настроений, высокая эмоциональная лабильность.По данным психиатра А.А. Меграбяна, после 13-14 лет резко возрастает число личностных расстройств. По мнению психиатра А.Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет — критический период для психопатий. В этом возрасте выражены акцентуации характера, что повышает возможность психических травм и отклоняющегося поведения.Одновременно с этим возрастают возможности психологической защиты.

Эмоционально-личностное развитие Итак, расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональное возбуждение. Но вместе с этим растет избирательность реакций. Исследование КГР (Г.Джонс, 1971) — 3 типа словесных стимулов: приятные, неприятные и безразличные. Общая эмоциональная реакция в юношеском возрасте выше, чем в подростковом. Но главное различие в избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее “завести”. У подростков отмечается “полевая реактивность” – для них почти все значимо.

Эмоционально-личностное развитие Продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции.Повышается саморегуляция эмоциональных состояний.В настоящее время юность не рассматривается как «невротический» период развития. Симптомы и тревоги, появляющиеся в юности — часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.Ведение дневника — типичная форма конструктивного преодоления трудностей.

Основные функции дневника: фиксация воспоминанийкатарсисзамена партнерасамопознаниесамовоспитаниетворчество

Коммуникативная сфера Общение со взрослым:Идет смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. “Мы и взрослые” – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Продолжается эмансипация от родителей. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, велика: самостоятельное распределение своего времени, выбор друзей, проведение досуга.«Конфликт отцов и детей»При всем стремлении к самостоятельности, имеется острая потребность в жизненном опыте и помощи старших.

Табл. 1. Потребность старшеклассников в общении и реальное общение (в %)

Коммуникативная сфера Общение со сверстниками — это: важный специфический канал информацииспецифический вид межличностных отношенийспецифический вид эмоционального контакта.Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) принадлежности (аффилиации).

Коммуникативная сфера Меняется представление о содержании такого понятия, как одиночество – оно приобретает психологический смысл, при этом имея не только отрицательную, но и положительную сторону.При этом сохраняется потребность в группировании со сверстниками. Типичная черта подростковых и юношеских групп – высокая конформность. Неокрепшее, диффузное “Я” нуждается в сильном “Мы”, которое утверждается в противоположность каким-то “Они”. Возникают неформальные группы.

Развитие самосознания Развитие самосознания – центральный психический процесс в подростковом и юношеском возрасте. Встают вопросы: “Кто я?”, “Кем я стану?”, “Каким я хочу и должен быть?”. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.Идет активное развитие Я-концепции, особенно ее когнитивного компонента. Это отражается в самоописаниях: они становятся разнообразнее, глубже, субъективнее, психологичнее. Самооценка становится адекватнее, приобретает автономию от внешних оценок. Уровень притязаний стабилизируется. После 15 лет отмечается рост самоуважения.

Развитие самосознания Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. “Я” еще расплывчато, отсюда — смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Растет потребность в общении и в то же время повышается его избирательность. Большинство исследований подтверждают, что переходный возраст сопряжен со значительными изменениями в Я-концепции, причем в основном в области будущего “Я” (оценка своих возможностей и перспектив).

Развитие самосознания Временная перспектива расширяется: как вглубь — охватывает отдаленное прошлое и будущее, так и вширь — включает уже не только личные, но и социальные перспективы. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Идет сближение личного и исторического времени. Ускоряется субъективная скорость течения времени.Э.Эриксон говорил о чувстве “остановки времени” в юношеском возрасте. По его мнению, это возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Развитие самосознания Идея необратимости времени наталкивает на тему смерти. Тема смерти звучит остро, но неоднозначно:возрождение иррациональных, безотчетных детских страховновая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимымэкзистенциальный аспект: ничего еще не сделано! Встает вопрос о смысле жизни. Даже в позднем юношеском возрасте многие решительно отказываются примириться с идеей собственной смерти. Да и вера в собственное физическое бессмертие не проходит сразу. Отсюда – игра со смертью, проверка судьбы в абсолютной уверенности, что все обойдется.

Формирование идентичности Формирование идентичности — процесс самоопределения.Идентичность может быть понята в двух измерениях:временное — обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. ситуативно-ролевое — удерживает в единстве многие ситуации и роли, в которых выступает человек. Формирование идентичности требует переосмысления своих связей с окружающими, особенно с родителями.

Линии развития неадекватной идентичности: уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношенийразмывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и переменразмывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы и сосредоточиться на чем-то главномформирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания

Этапы и статусы идентичности по Дж. Марсиа: Диффузная (размытая) идентичность – первый этап. Если рассматривать его как форму идентичности, то характерным является состояние избегания решений, отказ от поиска идентичности, продление детства. Предрешенность (досрочная идентификация)– принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности, следуя чужому мнению, авторитету. Мораторий – как этап – является самым центром кризисного противоречия. Это собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы: “Кто я?”, “Какой я?”. Достижение идентичности (зрелая идентичность) – благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности. Люди связали себя обязательствами вследствие сделанного им выбора.

Юношеский кризис самоопределения Проблема юношеского самоопределения разбивается на два основных вопроса: кем быть? – профессиональное самоопределение каким быть? – ценностно-смысловое самоопределение, мировоззренческая проблема, поиск смысла жизни и выбор образа жизни. Именно с процессом самоопределения связан так называемый юношеский кризис. Основное противоречие кризиса – между сложностью и важностью жизненного выбора, который необходимо сделать, и нехваткой жизненного опыта юноши, незавершенностью процессов становления самосознания.

материал об особенностях юношеского возраста может использоваться на ШПМ, педагогическом Совете

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности раннего юношеского возраста Выполнила: Зам.директора ГБОУ СПО ВО МТРП Маркелова И.С.

От 15 до 18 лет-период ранней юности «третий мир»

Самооценка Положительная самооценка

Отрицательная самооценка Самооценка

У своение мужской и женской роли. Социализация

Самоопределение Определение своего места во взрослом мире.

Развитие эмоциональной сферы

Образ «Я » Личностная идентичность

п онимание, л юбовь, с очувствие п озитивное и искреннее отношение

Спасибо за внимание !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр.

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.

Проблема агрессии все чаще и чаще волнует родителей, учителей, психологов, врачей. К чему это может привести современное общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети — это будущее общества, .

Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и роле.

Проблема психологических защит у сирот в юношеском возрасте на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Начиная с раннего дет.

В данной статье рассматривается особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, которые, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состои.

Юность — это определенный этап развития человека.


Статьи по теме