Подготовка Чтению и Рассказыванию

Подготовка Чтению и Рассказыванию.rar
Закачек 3691
Средняя скорость 4032 Kb/s
Скачать

Подготовка Чтению и Рассказыванию

Елена Шадрина
Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения

Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения

Работа по знакомству с художественными произведениями проводится в каждой возрастной группе, как правило, во втором блоке, т. е. вне занятий.

Цель данного вида работы – познакомить и помочь понять содержание текста, установить взаимозависимости между героями, поступками, помочь запомнить последовательность, определить средства выразительности, обогатить словарь детей, вызвать эмоциональный отклик, отношение к героям и событиям.

Методика знакомства с произведениями предусматривает следующую структуру:

1 часть – продумать приёмы, подводящие к тексту, сопровождающие желание его выслушать:

— вступительная беседа, обращение к опыту детей, созвучная с предстоящим сюжетом, либо звуковая или плоскостная наглядность, рассматривание обложки книги;

— игровой или сюрпризный момент;

— литературные викторины по знакомым произведениям;

-показ портрета автора, рассказ о его жизни;

— сообщение воспитателя о чём прочитает или расскажет.

2 часть – этапы работы с текстом:

2.1. чтение (рассказывание) произведения воспитателем;

2.2. беседа о прослушанном с последующими вопросами:

— как поняли сюжет, тему (о чём? про что? про кого);

— вопросы на установление логической последовательности;

— вопросы на интонационную выразительность и другие средства.

2.3. рассматривание иллюстрации к произведениям (младшая, средняя группы – крупного плана, в старшей и подготовительной к школе группах – мелкие, раздаточные). Иллюстрации подбираются с учётом нравственной стороны какого-либо поступка, с учётом художественной ценности.

3 часть. В заключении можно предложить задания по ТРИЗ:

— придумать придумать свой конец произведения;

— игра-лабиринт «Кто где живёт» (например, по сказке «Репка»);

— показ фрагмента игры-драматизации;

— рисование (лепка) понравившегося сюжета, героя;

— дидактические игры (например, «Узнай и назови из какой сказки герой»).

Конспект НОД в подготовительной группе по чтению произведения Шарля Перро «Фея» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное чтение. Произведение Шарля Перро «Фея».

Конспект занятия по чтению произведения К. Чуковского «Путаница» в первой младшей группе КОММУНИКАЦИЯ (Развитие речи) Интеграция ОО: «Познание»,»Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Игры». Цели: Познакомить.

Подготовка к занятию по чтению или рассказыванию детям художественных произведений и к заучиванию детьми стихов включает следующие моменты:

— обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой:

— определение программного содержания — литературной и воспитательной задач;

подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Объяснение незнакомых слов, а так же подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

Еранцевой Оксаны Александровны

Методика художественного чтения и рассказывания детям

Категория: Методики работы Создано 26.11.2014 07:56 Обновлено 16.02.2017 07:56 Автор: editor Просмотров: 2478

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

  • чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

  • чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
  • настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
  • кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

  • оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
  • чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

  • обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
  • подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.


Статьи по теме