Практика и Теория Журналистики

Практика и Теория Журналистики.rar
Закачек 3523
Средняя скорость 4112 Kb/s
Скачать

Практика и Теория Журналистики

I. Теория и практика журналистики

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.

ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):

— под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

— под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

1. Направленность на массу общества.

2. Соответствие нуждам этой массы.

3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам.

4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.

5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией.

6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.

Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.

Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.

Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность — это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация — распространение искажённых или заведомо ложных сведений.

Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») — совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.

  1. контакта– одной из базовых потребностей человека;
  2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);
  3. самоутверждения (самопознания и самореализации) — стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;
  4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

  1. познавательная — нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;
  2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;
  3. утилитарная — призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.

Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:

  1. общество в целом – интеграция познания;
  2. отдельные социальные институты и группы – пропаганда, агитация, организация;
  3. личность – ориентация, морально-психологическое удовлетворение;
  4. профессиональное сообщество журналистов – служебно-профессиональная, творческая.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ и перспективы их создания в России. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Проблема информационной безопасности. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

— наука о журналистике;

— учебные дисциплины (специальность «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);

-совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист);

-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);

— профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);

— профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);

— национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» — политическая ж-ка);

Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Слова «свобода» имеет множество значений. В обыденной жизни это непринужденность, независимость, отсутствие обязательств. В общественной жизни – пребывание вне заключения, отсутствие гнета. В науке – возможность высказывать личную точку зрения и т.п. Главная составляющая свободы, таким образом, — отсутствие внешних и внутренних ограничений, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Субъективистское понимание свободы как возможности делать «что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, заводит и теоретической тупик и порождает действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания.

Эти основания – объективное требование действовать в рамках необходимости, т.е. не преступать закон. Важнейшим условием действительно свободного творчества является «проникновение» в необходимость.

Для реализации творческой свободы необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).

СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, предоставление льгот на покупку необходимых материалов, и распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.

Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений (прежде всего – концернов или холдингов). Сращивание с другими сферами предпринимательства может создавать подчиненное положение СМИ в этих структурах и угрозу для информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).

Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на организационном уровне и на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в коммуникативной практике современной России.

Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.
Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью

— имеет предметно-чувственный характер,

— осуществляет преобразование материальных систем.

Целенаправленность журналистской практики выражается в стремлении воплотить в текст как материальный носитель свое миропонимание и миросозерцание. Однако текст – это не окончательный результат работы журналиста. Ведь он всего лишь материальный носитель, то есть предметно-чувственное воплощение некой мыслительной модели. Далее эта модель, будучи уже самостоятельной, отделенной от своего автора каналом передачи информации, взаимодействует с аудиторией и оказывает на нее определенное влияние. Вот это влияние и есть окончательный результат деятельности журналиста. Причем сам результат также имеет идеально-материальный характер. Изменения в сознании аудитории есть результат идеальный, то есть духовно-интеллектуальный. Его принято называть эффективностью влияния на …
сознание аудитории. Но такие изменения рано или поздно оказывают влияние и на поведение аудитории, что выражается уже в конкретно-материальном преобразовании действительности, которое принято называть действенностью журналистского текста.

Как видим, журналистская деятельность обладает всеми признаками практической деятельности и предстает как предметно-чувственная деятельность субъекта, целенаправленная на преобразование материальных систем. Ее особенностью является то, что как вид практики она преобразовывает действительность не прямым путем, а, согласно своей профессиональной миссии, через формирование политического сознания аудитории, способного в дальнейшем самостоятельно осуществлять перемены своей судьбы и общественной жизни.

Кратко схему журналистской деятельности можно представить в следующем виде (рис.8).

Рис. 8.Схема журналистской деятельности

Очевидно, что в процессе журналистской практики постоянно происходит преобразование материальных систем в идеальные и наоборот. Действительность как материальная система преобразуется в сознании журналиста в ее идеальный образ. Этот образ в результате действий журналиста материализуется в текст. Текст, в материальном виде представленный в СМИ, вновь превращается в идеальный образ в сознании воспринимающей его аудитории. Сознание моделирует его в реальное поведение аудитории, которое и осуществляет изменение той материальной действительности, которую изначально изучал журналист. Процесс носит замкнутый циклический характер.

Таким образом, логично будет предположить, что идеальное как познавательное и материальное как практическое неразрывно связаны в журналистской деятельности. Иными словами говоря, журналистика предстает как познавательно-практическая деятельность.

В таком случае следует признать несостоятельными всякие попытки ограничить журналистику такой функцией, как чистое информирование, которое якобы не предполагает никакого воздействия на аудиторию. Другое дело, что способ и степень влияния могут быть разными, но отсутствовать вообще влияние не может, потому что в таком случае без целеполагания и преобразования практика перестает быть практикой как таковой и превращается в чистое познание.

И если влияние неизбежно, то надлежит определить, каким ему быть. Практика способна породить два противоположных по значимости результата — созидательный и разрушительный. Очевидно, что миссия журналистики и онтологические цели ее информационной политики направлены на созидание, на устойчивое развитие личности и общественной системы в целом. Отсюда и способы влияния на аудиторию должны исключать всяческое манипулятивное насилие и использовать только методы убеждения. Эффективность влияния может возрастать лишь одновременно с увеличением степени убедительности журналистских текстов. Есть и другие, творческие факторы усиления эффективности журналистского текста, которые подробно анализирует Е.П. Прохоров[76].

Если в конечном итоге изменения реальной действительности, порожденные журналистским текстом, носят созидательный характер, то можно говорить о том, что журналистика как практическая деятельность выполнила основные гносеологические функции практики. Она (ее тексты) явились:

— основой для анализа в сознании аудитории;

— движущей силой, породившей размышления и затем практические действия аудитории;

— критерием истины, поскольку привели к созидательным результатам;

— целью познания, которая неизбежно в конечном счете всегда осуществляется ради практических преобразований действительности.

Если же журналистские тексты повлекли за собой разрушительные последствия, то они не могут служить критерием истины, ибо истина, как доказывалось выше, всегда продуктивна, разрушительна только ложь. Такие тексты не могут быть и целью познания в силу своей неконструктивности. Таким образом, они не способны выполнить как минимум половину гносеологических функций, присущих практической деятельности как таковой.

Познание тоже реализует несколько функций по отношению к практике. Журналист и вслед за ним аудитория в процессе познания действительности обнаруживают проблемные зоны и благодаря произведенному анализу, могут выработать рекомендации по решению проблем. Таким образом, познание выполняет функцию информирования и функцию регулирования существующей практики.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что влияние журналиста на свою аудиторию должно осуществляться только методами убеждения и исключительно ради созидательных для личности и общества результатов. Эти положения следует считать фундаментальными принципами журналистики как познавательно-практической деятельности.

Как познавательная, так и практическая деятельность непременно сопряжена с оценками. Созидательный результат, на который, как мы выяснили, должен быть нацелен журналист, оценивается как положительный, хороший. Значит, для его достижения необходимо ориентироваться на какие-то ценности. Да и сам положительный результат представляет собой ценность. Так познавательное и практическое оказывается тесно связанным еще и с аксиологическим (ценностным).

Какие же ценности могут направлять журналиста? Материальные блага не являются конечной ценностью, ведь они значимы не сами по себе, а лишь постольку, поскольку делают человека счастливым. Именно поэтому истинными ценностями (ценностями в конечном итоге) считают ценности духовные: счастье, свобода, добро, удовлетворение и т. п. Положительный результат журналистского творчества оценивается именно этими категориями как стратегическими социальными ценностями и на них ориентируется в своем производстве.

Если познавательное и практическое так неразрывны в процессе журналистской деятельности, то логично предположить, что столь же тесно окажутся связанными и теория журналистики с практической журналистской деятельностью. Теория то анализирует практику, то предваряет ее. Это взаимодействие можно было бы изобразить схематически, добавив в уже известную нам схему практической журналистской деятельности теорию этой деятельности (рис.9).


Статьи по теме