Презентация Ацетилен 9 Класс

Презентация Ацетилен 9 Класс.rar
Закачек 2762
Средняя скорость 9918 Kb/s
Скачать

Презентация Ацетилен 9 Класс

Текст этой презентации

Ацетилен
Урок по химии для учащихся 9 класса. Выполнила учитель химии МБОУ «ООШ» г. Кирсанова учебный корпус №2: Гвоздева Е. А.

Ацетиленовые углеводороды
Ацетиленовыми углеводородами (алкинами) называются непредельные (ненасыщенные) углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь и имеющие общую формулу CnH2n-2. Родоначальником гомологического ряда этих углеводородов является ацетилен HCCH.

Строение ацетилена
Углеродные атомы в молекуле ацетилена находятся в состоянии sp-гибридизации. Это означает, что каждый атом углерода обладает двумя гибридными sp-орбиталями, оси которых расположены на одной линии под углом 180° друг к другу, а две p-орбитали остаются негибридными. Длина С-С связи — 0,120 нм sp- Гибридные орбитали двух атомов углерода в состоянии, предшествующем образованию тройной связи и связей C–H

По одной из двух гибридных орбиталей каждого атома углерода взаимно перекрываются, приводя к образованию s- связи между атомами углерода. Каждая оставшаяся гибридная орбиталь перекрывается с s- орбиталью атома водорода, образуя s- связь С–Н. Две негибридные p-орбитали каждого атома углерода, расположенные перпендикулярно друг другу и перпендикулярно направлению σ-связей, взаимно перекрываются и образуют две π- связи. Таким образом, тройная связь характеризуется сочетанием одной σ- и двух π-связей.

Номенклатура
Согласно международной номенклатуре названия ацетиленовых углеводородов производят от соответствующего алкана с заменой суффикса –ан на –ин. Главную цепь нумеруют с того конца, к которому ближе расположена тройная связь. Положение тройной связи обозначают номером того атома углерода, который ближе к началу цепи. 1 2 3 4 5 CH3 – C ≡ C – CH(CH3) – CH3 4-метилпентин-2

Изомерия
1) изомерия углеродного скелета (начиная с C5H8) CH≡C-CH2-CH2-CH3 CH≡C- CH(CH3)- CH3 пентин-1 3-метилбутин-1 2) изомерия положения тройной связи (начиная с C4H6) CH≡C-CH2-CH2-CH3 CH3-C≡C-CH2-CH3 пентин-1 пентин-2 3) межклассовая изомерия (алкадиены). CH≡C-CH2-CH2-CH3 CH2=CH-CH=CH-CH3 пентин-1 пентадиен-1,3

Физические свойства
По физическим свойствам алкины напоминают алкены и алканы. Температуры их плавления и кипения увеличиваются с ростом молекулярной массы. В обычных условиях алкины С2–С3 – газы, С4–С16 – жидкости, высшие алкины – твердые вещества. Алкины плохо растворимы в воде, лучше – в органических растворителях. Наличие тройной связи в цепи приводит к повышению температуры кипения, плотности и растворимости их в воде по сравнению с олефинами и парафинами.

Получение
1) В промышленноси ацетилен получают высокотемпературным пиролизом метана. 1500ºС 2CH4 → HC≡CH + 3H2 2) Дегидрирование алканов Ni, t CH3 – CH3 ↔ 2H2 + CH  CH 3) Ацетилен получают карбидным способом при разложении карбида кальция водой. CaC2 + 2H2O → Ca(OH)2 + HC≡CH

4) Алкины можно получить дегидрогалогенированием дигалогенопроизводных парафинов. Атомы галогена при этом могут быть расположены как у соседних атомов углерода, так и у одного углеродного атома. СH3–CH(Br)–CH2(Br) + 2 KOH→CH3–C≡CH+ 2KBr + 2H2O спирт. р-р

Химические свойства
Для алкинов характерны все реакции присоединения, свойственные алкенам, однако у них после присоединения первой молекулы реагента остается еще одна π-связь (алкин превращается в алкен), которая вновь может вступать в реакцию присоединения со второй молекулой реагента. Кроме того, «незамещенные» алкины проявляют кислотные свойства, связанные с отщеплением протона от атома углерода, составляющего тройную связь (≡С–Н). 1. Реакции присоединения 1) Гидрирование осуществляется при нагревании с теми же металлическими катализаторами (Ni, Pd или Pt), что и в случае алкенов, но с меньшей скоростью. CH3–C≡CH + H2 → CH3–CH=CH2 CH3–CH=CH2 + H2 → CH3–CH2–CH3

1. Реакции присоединения 2) Галогенирование. Алкины обесцвечивают бромную воду (качественная реакция на тройную связь). Реакция галогенирования алкинов протекает медленнее, чем алкенов. HC≡CH + Br2 → CHBr=CHBr CHBr=CHBr + Br2 → CHBr2–CHBr2 3) Гидрогалогенирование. Образующиеся продукты определяются правилом Марковникова. CH3–C≡CH + HBr → CH3–CBr=CH2 CH3–CBr=CH2 + HBr → CH3–CBr2–CH3

1. Реакции присоединения 4) Гидратация (реакция Кучерова). Присоединение воды осуществляется в присутствии сульфата ртути. Эту реакцию открыл и исследовал в 1881 году М.Г.Кучеров. Присоединение воды идет по правилу Марковникова, образующийся при этом неустойчивый спирт с гидроксильной группой при двойной связи (так называемый, енол) изомеризуется в более стабильное карбонильное соединение — кетон. HgSO4 C2H5–C≡CH + H2O → C2H5 – C – CH3 H2SO4 || O В случае гидратации собственно ацетилена конечным продуктом является уксусный альдегид. HC≡CH + H2O ––HgSO4→ CH3 – CH = O

1. Реакции присоединения 5) Полимеризация. Алкины ввиду наличия тройной связи склонны к реакциям полимеризации, которые могут протекать в нескольких направлениях: a) Под воздействием комплексных солей меди происходит димеризация и линейная тримеризация ацетилена. kat HC≡CH + HC≡CH →CH2=CH–C≡CH kat CH2=CH–C≡CH + HC≡CH →CH2=CH–C≡C–CH=CH2 б) Тримеризация (для ацетилена) Cакт.,t 3СH≡CH → С6Н6 (бензол)

2. Кислотные свойства (замещение). 6) Водородные атомы ацетилена способны замещаться металлами с образованием ацетиленидов. Так, при действии на ацетилен металлического натрия или амида натрия образуется ацетиленид натрия. HC≡CH + 2Na → NaC≡CNa + H2 Ацетилениды серебра и меди получают взаимодействием с аммиачными растворами соответственно оксида серебра и хлорида меди. HC≡CH + Ag2O → AgC≡CAg↓+ H2O (аммиачный р-р) HC≡CH + CuCl2 → CuC≡CCu↓+ 2HCl (аммиачный р-р)

3. Окисление 7) Горение 2СН СН + 4O2 →CO2 + 2H2O + 3C↓ Так как много углерода в молекулах алкинов, они горят коптящим пламенем. При вдувании кислорода — светятся, t = 2500ºC. 2C2H2 + 5O2 → 4CO2 + 2H2O +Q 8) В присутствии перманганата калия ацетилен легко окисляется в до щавелевой кислоты (обесцвечивание раствора KMnO4 является качественной реакцией на наличие тройной связи). 3C2H2 + 8KMnO4 + 4H2O → 3HOOC-COOH + +8MnO2 + 8KOH

Краткая аннотация к уроку

«Алкины. Ацетилен – представитель алкинов»

Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности целостного педагогического процесса через решение комплекса педагогических задач через применение ЭОР в обучении:

а) содействие обеспечению доступности качественного образования;

б) расширение возможности индивидуализации учебного процесса через посторенние индивидуальных образовательных маршрутов;

в) активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика направленность при организации учебной работы учащихся с ЭОР.

г) повышение наглядности учебного материала, представленного в ЭОР средствами современных ИКТ.

Данный материал предназначен для инициации профессионального творчества учителей, повышение эффективности педагогической деятельности при работе с ЭОР через расширение возможностей применения современных педагогических технологий и снижение временных затрат на рутинную не творческую подготовку к урокам

Область применения ЭОР – урочная деятельность.

Формы использования ЭОР – на уроке.

В процессе работы с ресурсом будут совершенствоваться навыки владениями информационными технологиями, аналитические способности, будет развиваться критическое мышление и исследовательский интерес, навыки самоорганизации. В ходе представления результатов выполненной работы по ЭОР совершенствуются коммуникативные умения.

Описание технологии использования ЭОР:

1.Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.

2.На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.

3.Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.

4.На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.

Цели и задачи образовательного процесса, решаемые за счет использования разработанного ЭОР:

Цели:

Образовательная: сформировать представление о гомологическом ряде, изомерии, номенклатуре, химических свойствах, получении и применении алкинов.

Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.

Воспитательная: объяснить значимость алкинов в технике.

Задачи:

Формирование представлений об алкинах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства) на основе знаний об алкенах и алкадиенах.

Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.

Результативность использования ЭОР обучающимися:

Меняется характер взаимодействия, учитель становится руководителем, тьютором, консультантом, направляющим практическую деятельность школьников. Будут формироваться навыки взаимооценивания и самооценивания.

Формируемые компетенции

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать;
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалентина Уманцева

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Химия» на тему: «9 класс Урок 3. Непредельные углеводороды Составитель презентации – учитель химии МОУ СОШ г. Холма Насонова Т.А.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 9 класс Урок 3. Непредельные углеводороды Составитель презентации – учитель химии МОУ СОШ г. Холма Насонова Т.А.

2 План урока. 1.Непредельные углеводороды. 2.Свойства непредельных У.В. 3.Понятие о полимерах. 4.Вопросы. Д/З: § 34, В.1-3

3 1. Непредельные углеводороды В молекуле этилена С 2 Н 4, образую- щегося при дегидратации этана, у каж- дого атома углерода возникает свободная валентность. За счет этих свобод- ных валентностей образуется вторая связь между углеродны- ми атомами: Н- С- С –Н или Н – С = С — Н или СН 2 =СН 2 Н Н Н Н Такая связь называется двойной связью.

4 Этилен – непредельный У.В. Этилен – родоначальник гомологичес- кого ряда непредельных У.В. с одной двойной связью. Они имеют формулу C n H 2n и называются алкенами: СН 2 =СН 2 – этен, или этилен СН 2 =СН-СН 3 – пропен, или пропилен Непредельными или ненасыщенными У.В. называются У.В., в которых между атомами углерода возникают кратные (двойные) связи.

5 2. Свойства непредельных У.В. Свойства непредельных У.В. рассмотрим на примере этилена. Этилен – бесцветный газ, горящий ярким, светящимся пламенем: С 2 Н 4 + 3О 2 2СО 2 + 2Н 2 О Наиболее характерными для непредель- ных У.В. являются реакции присоединения. Например, реакция гидратации (присоеди- нение воды): СН 2 =СН 2 + Н 2 О С 2 Н 5 ОН

6 С помощью реакций присоединения распознают этиленовые У.В. А)Обесцвечивание бромной воды: СН 2 =СН 2 + Br 2 CН 2 — СН 2 Br Br Б) Обесцвечивание марганцовки (раствора перманганата калия KMnO 4 ): СН 2 =СН 2 + [O] + Н 2 О СН 2 -СН 2 ОН ОН Этилен применяют для получения пластмассы полиэтилена и для производства многих ценных органических веществ. 1,2 — дибромэтан Этилен- гликоль

7 3. Понятие о полимерах Итак, в отличии от предельных, непредельные У.В. вступают в реакции присоединения по месту разрыва двойной связи. Частный случай реакции присоединения — реакция полимеризации. Рассмотрим реакцию полимеризации этилена, используемую для получения полиэтилена.

8 Полиэтилен получают из этилена при воздействии высоких температур и давления. При этих условиях одна из двух связей в молекуле этилена рвётся и возникающие частицы соединяются свободными валентностями друг с другом, образуя гигантскую цепочку.

9 …+СН 2 = СН 2 +СН 2 = СН 2 +СН 2 = СН 2 +… …+- СН 2 — СН СН 2 — СН 2 — +… … — СН 2 — СН 2 — СН 2 — СН 2 — СН 2 — СН 2 — … Или сокращённо: nСН 2 = СН 2 (- СН 2 — СН 2 — ) n Выражение в скобках называется структурным звеном, а n — степенью полимеризации. Исходное вещество называют мономером, а продукт реакции – полимером. этилен полиэтилен

10 Реакции, в которых происходит соединение молекул исходного вещества в огромную молекулу, называются реакциями полимеризации. Полиэтилен – широко распространённый в технике и быту материал. Его используют как покрытие при постройке теплиц, из него изготавливают

11 трубы, посуду, детали автомашин, упаковку для сельхозпродуктов и многое другое.

12 4. Вопросы. 1.Какие У.В. называются непредельными? 2.Сравните свойства этана и этилена. В чём их сходство и в чём их различие? 3.Каким характерным химическим свой- ством обладают непредельные У.В.? 4.Как можно распознать непредельные У.В.? 5.Сравните состав: а) этилена б) поли- этилена. Укажите мономер, структур- ное звено, макромолекулу полимера.


Статьи по теме