Презентация Кавказский Пленник 5 Класс Литература

Презентация Кавказский Пленник 5 Класс Литература.rar
Закачек 3990
Средняя скорость 8867 Kb/s
Скачать

Презентация Кавказский Пленник 5 Класс Литература

Презентации к урокам изучения произведения Л.Толстого «Кавказский пленник».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега — только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «. Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал. и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «. шикнет, шикнет. а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился . обругал его. — Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. .. .Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «.. .все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду. » Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе . из-за меня пропадать»

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий; Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга — ищи, а нашел — береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

«Кавказский пленник» — любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части , в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения , где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».

  • Скачать презентацию (0.08 Мб)
  • 313 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему ««Кавказский пленник» Л.Н. Толстой » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Урок литературы в 5классе

(по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №115 г. Красноярска Моториной Е.А.

Чтобы тебя уважали. Цель урока:через текст , фрагменты видеофильма, иллюстрации сопоставить поведение героев,определить черты характера, вызывающие уважение людей.

Слова, детали, характеризующиегероев

смелый взгляд твердое слово настойчивость За что зауважали татары Жилина?

Жилин и Костылин в плену

деятельность стойкость духа За что ещё уважают Жилина?

Жилин и Костылин во время побега.

Жилин 1.Полез под стену, выбрался 2.Снял сапоги, пошел босиком 3.Побежал назад и влево в гору, в лес. 4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет 5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся 6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду. 7.Стал его Жилин силой поднимать. 8.Посадил на себя Костылина, поволок 9.Нет, не пойду: не годится товарища бросать. Костылин 1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел. 2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает. 3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови. 4. …все отстает и охает 5.Так и упал со страху 6. Как хочешь, а я не дойду 7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет. 8.Как закричит 9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

преданность мужественность За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным?

Чтобы тебя уважали…

Черты характера положительного героя: смелость твёрдость настойчивость деятельность стойкость духа преданность мужественность доброта

Домашнее задание по выбору: 1) создать в программе Publisher памятку“Каким я должен быть, чтобы меня уважали…”и распечатать; 2) написать сочинение “Каким я должен быть, чтобы меня уважали…”.

При изучении рассказа необходимо показать детям,как жил Толстой на Кавказе,как выглядят те места.Для учащихся Лев Толстой-уже пожилой мужчина с длинной бородой,почти дедушка.А на презентации они увидят совершенно другой образ.Презентация поможет наглядно представить изучаемый материал.После знакомства с рассказом можно провести такую форму работы ,как Литературный хоккей.Рассказ надолго запомнится детям.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»(5 класс) »

Лев Николаевич Толстой на Кавказе

Учитель русского языка и литературы Королева Г. И.

В мировой культуре есть книги которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской и мировой литературы Льва Толстого.

Особое место в его биографии отводится к тому периоду, когда Лев Николаевич находился на Кавказе. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на семь периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. «Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире».

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.

Льву Николаевичу шел 23-й год. Это была пора рассеянной жизни в кругу великосветской молодежи. Толстой признавал, что «жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». Решив покончить со всем этим, он отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил в артиллерии. Его двадцатая бригада стояла в середине прошлого века на Тереке под Кизляром.

А теперь мысленно перенесемся почти на полтора столетия назад, в то время, когда жил писатель. В середине прошлого века шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России.

Толстой в своих произведениях подчеркивает, что война — это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть.

Многое отразилось в произведении «Кавказский пленник». На создание рассказа «Кавказский пленник» Толстого натолкнули действия, происходившие во время войны российских с горцами на Кавказе. В один прекрасный момент чеченцы преследовали Толстого и чуть ли не взяли его в плен. Потом писатель прочел мемуары кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, который по сути был в плену у чеченцев.

  • Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин— герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина. Основная мысль рассказа— обучить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели.


Статьи по теме