Презентация на Тему Древнерусская Архитектура

Презентация на Тему Древнерусская Архитектура.rar
Закачек 1383
Средняя скорость 8301 Kb/s
Скачать

Презентация на Тему Древнерусская Архитектура

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектурный облик Древней Руси Кудашова Ирина Анатольевна

Десятинная церковь. Киев (схема) Кудашова Ирина Анатольевна

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989году, в народе называлась Десятинной, так как князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Кудашова Ирина Анатольевна

Собор святой Софии в Киеве Кудашова Ирина Анатольевна

Кудашова Ирина Анатольевна

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. София – премудрость Божья. Храм был построен при Ярославе Мудром. Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Число13 куполов, венчающих храм, символично. Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Кудашова Ирина Анатольевна

Собор святой Софии в Новгороде Кудашова Ирина Анатольевна

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах, в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами — храм Святой Софии новгородской. По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Кудашова Ирина Анатольевна

Церковь Покрова Богородицы в Вытегре Кудашова Ирина Анатольевна

Ансамбль Кижского погоста Кудашова Ирина Анатольевна В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света – Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя. Шедевром деревянной архитектуры называют и весь музей-заповедник, расположенный на одном из островов Онеги.

Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), малой Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни (1874 г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам, общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее – Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом. Все эти здания образуют единый целостный художественный ансамбль. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения. Кудашова Ирина Анатольевна

В XVII веке большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких барабанах, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Кудашова Ирина Анатольевна

Храм Василия Блаженного в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.

Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый храм. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Кудашова Ирина Анатольевна

Церковь Вознесения в Коломенском Кудашова Ирина Анатольевна

  • Скачать презентацию (2.13 Мб)
  • 157 загрузок
  • 4.3 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация «Древнерусская архитектура» охватывает период XI-XIV веков истории Древней Руси в разрезе ее архитектурной деятельности. Презентация содержит большое количество фотографий с образцами архитектуры того времени, краткое описание строений, существовавшиестили и школы архитектуры.

Краткое содержание

  • Развитие древнерусских городов;
  • Архитектура Древней Руси;
  • Стили архитектуры;
  • Школы русской архитектуры.

Для проведения урока учителем

Презентация сделана учеником для получения оценки

Древнерусская архитектура

Развитие городов

Европейцы называли Русь «Градарики» — страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева в сер. 12 века.

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Архитектура. Живопись

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид боярских хором.

Архитектура. Живопись.

В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Торжок. Гравюра 16 века.

Архитектура Древней руси XI-XIV веков

Раздробленность Руси

«И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
«В Ростовской земле – князь в каждом селе».

В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

Архитектура Древней руси

Стили архитектуры

  • мощь, монументальность;
  • невысокие, крепкие;
  • 5-ти или одноглавые;
  • вместо закомар скатное перекрытие;
  • украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
  • Арки и треугольники на барабанах.
  • храмы стали выше и стройнее;
  • стены более тонкие и лёгкие;
  • вместо скромных украшений;
  • богатая каменная резьба на стенах;
  • аркатурный пояс;
  • вытянутые барабаны.

Новгородская архитектурная школа

«Господин Великий Новгород» — приемник Киева

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
XI век – эпоха «трёх Софий».
Три собора — София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.

Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

  • Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
  • Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
  • Построен из белого камня — плинфа, известняковая плита;
  • Внутри расписан фресками.

Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

  • заказчик кн. Всеволод;
  • плинфа, известняковая плита;
  • Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
  • Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.

В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.

Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).

Строительство храмов в XIII веке

С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:

  • одноглавые;
  • невысокие;
  • небольшие в объёме;
  • трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.
  • Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
  • Церковь Симеона в Зверином монастыре;
  • Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.

Украшения новгородских храмов

  • фигурные ниши;
  • розетки-углубления;
  • крестики из кирпича;
  • на барабанах;
  • маленькие арки;
  • треугольники на барабанах.

Примеры русской архитектуры

  • Церковь Рождества Христова на Кладбище;
  • Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»

Владимирская архитектурная школа

Храмы Владимиро-Суздальской земли

В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.

Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:

  • Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
  • Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
  • Использовали белый камень богато украшали стены.

Золотые ворота во Владимире.

Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157

  • Строили мастера из Галича;
  • Строился как крепостной бастион;
  • Имеет форму куба, осевая симметрия;
  • Одноглавый, четырёхстолпный;
  • Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
  • Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
  • Узкие окна-бойницы;
  • Храм-богатырь.

Церковь Покрова-на-Нерли 1165г.

Храм заказал Князь Андрей Боголюбский.
Обетный храм, посвящен памяти сына Изяслава.

  • крестовокупольный, четырёхстолпный, небольших размеров;
  • лёгкий, изящный, белокаменный;
  • на фасаде – пилястры, переходящие в полукруглые;
  • закомары;
  • луковичная глава на высоком барабане украшена рельефами.

Каменные рельефы Церкви Покрова на Нерли

«каменное слово в похвалу князю»

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197

Строил князь Всеволод Большое Гнездо.

  • Домовая церковь при великокняжеском дворце;
  • крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый;
  • богатейшая кружевная резьба по всей поверхности стен;
  • Аркатурный пояс.

В основе рельефа – традиции русской деревянной резьбы, сказочные персонажи: львы, драконы, барсы, олени, зайцы, грифоны и павлины. В закомарах – сюжетные сцены. На западном фасаде – евангелисты, Богоматерь, царь Давид. На барабане – медальоны с изображением святых.

Успенский собор во Владимире 1158-1160 гг.

Заказал князь Андрей Боголюбский, а перестроил князь Всеволод Большое Гнездо.

  • Высота 32 метра – самый высокий храм на Руси;
  • Крестовокупольный, шестистолпный, трехапсидный, одноглавый;
  • Белый камень;
  • Украшен аркатурным поясом.

Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии.Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.

София Киевская Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.

Строение древнерусского храма

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.Владимирская школаНовгородская школа

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.Владимирская школаДмитровский собор во ВладимиреНовгородская школаЦерковь Спаса на Нередице в Новгороде

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119 Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства

Новгородский храмы 14 века Новая форма храма – трёхлопастное завершение.Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками. Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь. Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания. Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374

Владимирская школа Золотые ворота во ВладимиреЭта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.Владимирские храмы богато украшены.Пятиглавый Успенский собор во Владимире

Храм Покрова на Нерли Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Московская школа 14-15 веков С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился. Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью

Архангельский собор Кремля Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.Этот храм является усыпальницей московских царей.

Благовещенский собор Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.

Колокольня Ивана Великого Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.

Коломенское В 16 веке возникает шатровый стиль. Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма.Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность.Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском. Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском. 1532

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами.Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.

В 17 веке развивается дальше крестово-купольный храм. Он становится пятиглавым с явно выраженными ярусными закомарами. Церкви 17 века

Церкви 17 века Одноглавая церковьПятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Светское зодчество В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз.В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец. Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.

Нарышкинский стильХрам Покрова в Филях Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами.Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.

Новодевичий монастырь Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея.Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.Преображенская надвратная церковь

Какой собор является одним из самых древних, многоглавых? Храм Покрова на НерлиСофия КиевскаяХрам Спаса на НередицеХрам Василия Блаженного

Найдите среди данных памятников архитектуры храм Новгородской школы

В каком веке был построен Успенский собор Кремля?14161512

Найдите среди этих храмов церковь 17 века

Какой архитектор создал храм Василия Блаженного? Алевиз НовыйБон ФрязинАристотель ФиоровантиБарма

Найдите церковь Нарышкинского стиля

Какой собор был построен по приказу Андрея Боголюбского? София КиевскаяУспенский собор во ВладимиреХрам Покрова на НерлиДмитровский собор во Владимире

Найдите церковь шатрового стиля

Почему первые храмы назывались крестово-купольными? Потому что … Над их куполом крестВ их основании крест, а над ним — куполУкрашались крестами и куполами


Статьи по теме