Презентация на Тему Эмбриональное Развитие Человека

Презентация на Тему Эмбриональное Развитие Человека.rar
Закачек 2583
Средняя скорость 7581 Kb/s
Скачать

Презентация на Тему Эмбриональное Развитие Человека

Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма

Тема урока:«Эмбриональное развитие организма»

Цель урока:Изучить особенности эмбрионального развития живых организмов.

Задачи:1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?2. Выделить основные этапы развития.3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?5. Условия, влияющие на развитие зародыша

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

Самостоятельная работаПо ходу объяснения нового материалазаполните таблицу, которая увас есть в тематической карте. Образец таблицы

Этапы эмбрионального развитияобразование зиготы, процесс дробления стадия бластулы, стадия гаструлыПроцесс гисто — и органогенеза.

I. ДроблениеРазвитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.

Возникшее при оплодотворенииядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.

Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.

II. Гаструляция Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).1 – эктодерма;2 – энтодерма;3 – мезодерма;4 – нервная пластинка;5 – хорда;

IV.Гисто- и органогенезОрганогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.

Заполните таблицу в тематической карте (задание№2)

отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»О детях, находящихся ещё в утробе матери:Как следует, о том веду я речь.Дитя в утробе матери беречь.Ничто зловредное его пусть не коснётся,Пусть мать питается не как придётся,А ест еду и влагу с пользой пьёт,Так, чтоб нормально развивался плод.Пускай отбросов в пище будет мало,Чтоб кровь она при этом очищала.Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Факторы влияющие на развитие зародышаЗаполните схему в тематической карте

Факторы влияющие на развитие зародышаРезультат выполнения.

Закрепление.Дайте ответ:Индивидуальное развитие организма – это…Оплодотворенная яйцеклетка – это…Ряд митотических делений следующих друг за другом — …Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри — …Двухслойный зародыш с полостью внутри — …Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …Внутренний слой клеток двухслойного зародыша — …Третий зародышевый листок – это…

Итоги урока1.Узнали, что такое эмбриональное развитие.2. Выделили основные этапы развития.3. Установили какие изменения происходят на каждом этапе4. Выяснили из чего и как формируется зародыш.5. Определили какие факторы влияют на формирование эмбриона.

Домашнее задание.§ 17, создать буклет «Мы против абортов»

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемzavuch.info

Похожие презентации

Презентация на тему: » Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие.» — Транскрипт:

2 Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие

3 Аборт — это убийство или нет?

4 Эмбриональное развитие состоит из следующих этапов: Дробление с образованием бластулы Гаструляция с образование гаструлы и зародышевых листков Нейруляция с образованием нейрулы и нервной трубки Органогенез – формирование органов и систем органов

6 Развитие человеческого организма. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка). Несет диплоидный набор хромосом. Бластула (первая стадия развития зародыша). Гаструла (вторая стадия развития зародыша). Плод (проходит все стадии зародышевого развития).

8 Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 1 стадия

9 Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 2 стадия

10 Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 3 стадия

11 Общие закономерности развития зародышей организмов. Общность строения различных организмов проявляется на ранних стадиях развития их зародышей. Отличительные признаки организма создаются в ходе развития зародыша постепенно и в строгой последовательности Видовые различия проявляются на поздних стадиях развития зародышей.

12 4 неделя беременности Малыш на 4ой неделе беременности все еще очень мал – его длина составляет от 0,36 до 1 мм. С этой недели начинается эмбриональный период развития, который продлится до конца десятой недели. Это время формирования и развития всех органов ребенка, некоторые из которых уже начнут функционировать.

13 Зародыш человека на пятой неделе развития. 1 – жаберные дуги 2 – слуховой пузырек 3 – зачаток руки 4 – зачаток ноги 5 – пупочный канатик 6 – сердце 7 – зачаток глаза Хорошо различим хвост.

14 7 неделя беременности На 7 неделе беременности ребенок вырос приблизительно до 8 мм он как горошина (Причем в начале недели его рост от макушки до копчика составлял 4-5 мм, а к концу до мм). Вес – около 0,8 г. Большое событие этой недели – на развивающихся ручках и ножках появились кисти и ступни!

15 9 неделя беременности В 9 недель беременности эмбрионального «хвостика» совсем не стало. Вовсю развиваются органы, мышцы и нервы. Идет интенсивное развитие головного мозга – на этой неделе начинается формирования мозжечка.

16 10 неделя беременности Человек внутри матери размером всего лишь со сливу, а основные органы, системы и части тела у него уже сформированы и теперь будут стремительно расти и «дозревать». Самый критический эмбриональный этап пройден и начинается плодный период развития.

17 12 неделя беременности После 12-й недели беременности новые органы уже не образуются, но уже имеющиеся продолжают расти и развиваться. На этой неделе появились рефлексы! Локальная стимуляция плода может заставить его прищуриться, открыть рот, пошевелить пальцами рук или ног. Пальчики скоро начнут сгибаться и разгибаться, а рот будет совершать сосательные движения.

18 13 неделя беременности В 13 недель беременности на малюсеньких пальчиках появились отпечатки пальцев, вены и органы хорошо просматриваются через пока еще очень тонкую кожу, а тельце начинает догонять по размерам голову (которая теперь составляет только треть общего размера). Если будет девочка, в ее яичниках уже появилось более 2 миллионов яйцеклеток.

19 14 неделя беременности С 14 недели беременности ребенок умеет жмуриться, хмуриться, гримасничать, писать и, возможно, сосать свой пальчик. Почки производят мочу, которой он мочится в околоплодную жидкость. Малыш подрос – длина от макушки до копчика составляет 8-8,9 см.

20 15 неделя беременности Малыш достиг примерно 9,3-10,4 см в длину от макушки до копчика. Он тренируется в дыхании, втягивая околоплодные воды (амниотическую жидкость) в легкие и выталкивая ее из легких назад. Околоплодные воды «обновляются» 8 – 10 раз в сутки! Это позволяет поддерживать их стерильность при сохранении нужного химического состава (соотношения воды, минералов и органических веществ).

21 17 неделя беременности В 17 недель беременности малыш весит около 100 гр., а его рост от макушки до копчика равняется см. У него уже развиты все суставы, а скелет, до этого больше напоминающий хрящ, костенеет. Улучшается слух. Пуповина, соединяющая его с плацентой, становится толще и крепче.

22 18 неделя беременности Ребенок занят постоянными копошениями, которые мать уже начинает чувствовать все чаще и чаще. Сквозь тонкую кожу видны сосудики, а уши заняли свою конечную позицию и оттопырились

23 19 неделя беременности Руки и ноги пропорциональны друг другу и остальному телу. Почки продолжают производить мочу, а голова начинает покрываться волосиками. В 19 недель беременности настал критический момент для развития пяти основных чувств: мозг малыша определяет специальные области, которые будут отвечать за обоняние, вкус, слух, зрение и осязание.

24 21 неделя беременности Вес ребенка сейчас составляет где-то гр. Полностью оформились бровки и веки. И в 21 неделю беременности мать наверняка чувствуешь его движения.

25 24 неделя беременности За 24 неделю беременности пузожитель «пополнел» до 600 гр. У него уже довольно длинная 30 см, но худая фигура. Но ничего, все оставшееся время он будет заниматься набором подкожного жирка.

26 26 неделя беременности Ребенок подрос до 32,5 см и прибавил в весе до гр. Малыш все лучше различает звуки. Детки больше всего любят «Времена года» Вивальди, Моцарта. Легкие развиваются и он продолжает делать небольшие вдохи околоплодной жидкости, готовясь к своему первому вдоху воздуха.

27 28 неделя беременности В 28 недель беременности он моргает глазками, на которых видны реснички! С развитием зрения малыш уже может видеть свет просвечивающий через живот. В мозге развиваются миллиарды нейронов (до этого времени мозг плода был гладким, к 28-й неделе на нем начинают появляться характерные борозды и извилины), увеличивается и масса мозга, а тельце обзаводится подкожным жирком, готовясь к жизни снаружи.

28 32 неделя беременности 1,8 кг. и 42 см.! С личика малыша исчезло большинство морщин. У него есть полноценные ногти на ногах, руках и настоящие волосы, или по крайней мере заметный пушок. Кожа к 32 неделям беременности становится мягкой и гладкой, а конечности более пухленькими.

29 37 неделя беременности Доношенными считаются детки, родившиеся в промежутке недель. Родившиеся раньше 37 недель – недоношенными, а позже 42 – переношенными.

30 38 неделя беременности Ребенок прибавляет в весе в среднем около 28 – 30 граммов в день. Он весит 3,1 кг, а рост достиг 47 см. Органы и системы готовы для жизни снаружи.

31 Через 18 дней после зачатия начинают ощущаться удары сердца зародыша и приходит в действие особая, его собственная система кровообращения. В 7 недель у нерожденного ребенка фиксируются мозговые импульсы, он имеет сформированные внешние и внутренние органы, глаза,нос, губы, язык. В 12 недель, когда по нашему законодательству разрешается аборт, все органы ребенка сформировались и остается только развитие. Ребенок уже поворачивает голову, сжимает кулачок, гримасничает, находит рот и сосет палец. Знаете ли вы, что

32 СДЕЛАВ АБОРТ, кроме смертельной опасности, вы рискуете остаться бесплодными или рожать больных и ослабленных детей. Делая операцию по прерыванию беременности, врач дважды нарушает клятву Гиппократа: во-первых, клятва Гиппократа прямо запрещает подобные действия, во-вторых, нарушается первая заповедь медицины – «не навреди». Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией. В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами.

33 Критические периоды развития человека в эмбриогенезе. Эмплантация зародыша в стенку матки (6-7 сутки) 4-8 неделя – период закладки основных органов и систем неделя – ускоряется рост головного мозга неделя – дифференцировка полового аппарата и зародышевые основные функциональные системы.

34 Внутриутробное развитие – период развития организма от момента имплантации плодного яйца до родов. Словарь

35 Дробление. Дробление – это процесс увеличения числа клеток, без увеличения их размеров (отсутствует стадия роста). Типы дробления: -полное: равномерное и неравномерное — неполное: поверхностное (у насекомых) и дискоидальное Типы бластул: — целобластула – это полый шарик, один слой бластодермы. — амфибластула – бластодерма многослойная, бластоцель смещена к апикальному полюсу. -дискобластула – это зародышевый диск, лежащий на массе нераздробившегося желтка, бластоцель между ними. — морула – это шарик из бластомеров, бластоцели нет. — перебластула – бластомеры расположены по поверхности, а в центре нераздробившийся желток (у насекомых).

36 Гаструляция. Гаструляция – это сложный процесс химических и морфо-генетических изменений, которые сопровождаются делением, ростом, перемещением и дифференцировкой клеток. Способы гаструляции: — инвагинация (впячивание) -иммиграция (выселение) -деляминация (расслоение) -эпиболия (обрастание) Геном единый. Идет депрессия и репрессия генов. И в каждом клеточном типе эта картина будет своя. Поэтому идет дифференцировка клеток.

37 Нейруляция. Нейруляция – это часть органогенеза. Образуется зародыш – нейрула. К этому моменту в нейруле есть осевой комплекс зачатков органов (нервная трубка, хорда, полость первичной кишки, эктодерма, энтодерма, мезодерма дифференцирована на сегментированную мезодерму – сомиты и несегментированную – спланхнотом).

Презентацию на тему Эмбриональное развитие организма можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Медицина. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайдов.

Слайды презентации

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития

Эмбриональное развитие организма

Проникновение сперматозоида в яйцеклетку

Слияние ядер гамет и образование зиготы

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Яйцеклетка после оплодотворения

Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула.

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами.

В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой.

Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?

зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).

Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция — это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа.

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона — это второй этап в образовании плаценты.

эктодерма энтодерма первичный рот

вторичная полость тела

Второй этап гаструляции — образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.

В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания — карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки — гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку — мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты — сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.

Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия)

Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем.

Карл Бэр (1792 1876)

«Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера : каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом

Яркий пример выполнения биогенетического закона — развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.

Эрнст Геккель (1834-1919)

Фриц Мюллер (1822 — 1897)

Нервная система и органы чувств

Эпидермис кожи Производные кожи

Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Эпителий органов дыхания

Эпителий органов пищеварения

Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно — сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

Мезодерма дерма склера

Оплодотворение яйцеклетки. 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула). 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла). 3 надели. Начало органогенеза. 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм. 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца. 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы. 11 недель и 12 недель Продолжается развитие всех систем организма. 16 недель и 18 недель.Плод быстро растет и мать ощущает его движение. 7 месяцев. Завершающий период развития. 9 месяцев. Рождение человека.

1) гаметогенез (спермато– и овогенез); 2) оплодотворение; 3) имплантация (7 – 8-е сутки); 4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя); 5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя); 6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя); 7) рождение ребенка; 8) период новорожденности (до 1 года); 9) период полового созревания (11 – 16 лет).

Критическими периодами в развитии человека :

Вопросы к размышлению:

Каково значение знаний о развитии эмбриона?


Статьи по теме