Презентация на Тему Творчество Островского

Презентация на Тему Творчество Островского.rar
Закачек 1549
Средняя скорость 5193 Kb/s
Скачать

Презентация на Тему Творчество Островского

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЭдуард Стахович

Похожие презентации

Презентация на тему: » ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Жизнь и творчество великогодраматурга.» — Транскрипт:

1 ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Жизнь и творчество великого драматурга

2 Алекса́ндр Никола́евич Остро́всякий( ) выдающийся выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

3 Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.

4 Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островсякий был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению. Детство и юность

5 Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде ( ). В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде ( ). На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. На литературное поприще вступил во второй половине х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849). Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди сочтёмся», 1849).

6 Творчество писателя I период I период II период II период III период III период IV период IV период Ранний: г.г. Ищет свой творческий путь, пишет в духе натуральной школы «Банкрот», «Свои люди — сочтемся»«Москвитянский» 1851 – 1855 г.г. Сближение с редакцией «Москвитянина», идеи славянофильства «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. Тесная дружба с редакцией «Современника», революционно- демократические настроения «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза» — вершина творчества:: Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Написано большинство произведений: 1. Комедии, изображающие жизнь купечества 2. Исторические пьесы 3. Сатирические комедии 4. Психологические драмы

7 Островсякий «бесспорно первый драматический писатель» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» «Колумб Замоскворечья» Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Поздний этап творчества Новые герои Последующий большой период творчества драматурга ( ) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В 1869 Островсякий вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей. В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы В жанре психологической драмы

8 Театр Островского Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Основные идеи реформы театра: Основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу её можно и прочитать» Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островсякий создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовсякий. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин, так как драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

9 Итоги жизненного пути. Щелыково Итоги жизненного пути. Щелыково Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. Островсякий скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей- заповедник великого драматурга. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. А. Н. Островсякий остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.пьесы экранизированы пьесы экранизированы

10 I период Ранний: г.г. I период Ранний: г.г. «Свои люди сочтемся». Подхалюзин. Большов и Подхалюзин.

11 II период «Москвитянский»: 1851 – 1855 г.г. II период «Москвитянский»: 1851 – 1855 г.г. «Бедность не порок». «Бедность не порок». Гордей Карпыч, Любовь Гордеевна, Коршунов. «Бедность не порок» Любим Торцов.

12 III период Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. III период Предреформенный: 1856 – 1860 г.г. «Доходное место». Сцена третьего действия. «Воспитанница» Иллюстрация И. С. Глазунова к драме А. Н. Островского «Гроза»

13 IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. IV период Пореформенный: 1861 – 1886 г.г. Комедии о жизни купечества Комедии о жизни купечества Исторические пьесы Сатирические комедии Сатирические комедии Психологические драмы «Сердце не камень» «Горячее сердце» «Воевода». Олена и Дубровин «Таланты и поклонники». Домна Пантелеевна

15 Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ? Пьеса «Гроза» 1. Написана в 1859 году, поставлена в театрах Петербурга и Москвы. 2. Сюжет взят автором из жизни, Островсякий рассказал историю одной семьи. 3. Всех жителей города можно разделить на две группы: ? ?

16 Представители «тёмного царства» Жертвы «тёмного царства» Дикой КабановаКатерина ВарвараТихон БорисКудряш Феклуша

17 Исаак ЛЕВИТАН ( ) Вечер. Золотой Плёс

18 Конфликт драмы Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

19 Тема произведения 1. Любовь замужней женщины к другому мужчине 2. Столкновение старого и нового Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … любовно-бытовую драму социально-обличительную пьесу

20 Конфликты в пьесе «Гроза» Тихон против Кабанихи Варвара против Кабанихи Борис, Кулигин против Дикого Дикой и Кабаниха против Кулигина Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства» Кудряш против Дикого Тихон против Катерины

21 Проблемы, поднятые автором пьесы 1. Проблема женской эмансипации 2. Проблемы отцов и детей 3. Проблема любви и предательства 4. Проблема чести и достоинства 5. Проблемы семейного уклада жизни 6. Проблема бедности и богатства 7.…. 8.…..

22 Завязка – придирки Кабанихи КОМПОЗИЦИЯ

23 Первая кульминация – любовь к Борису – признание в грехе предгрозовое напряжение

24 Вторая кульминация — монолог Катерины, прощание с любовью

25 Картина «Страшный суд» Васнецов В.М. Кустодиев. Гроза

26 КОМПОЗИЦИЯ Развязка — самоубийство

27 СЮЖЕТ Катерина выходит замуж не по любви за Тихона, отношения со свекровью не складываются. — ПОЧЕМУ? Через некоторое время Катерина понимает, что любит Бориса. Под влиянием Варвары решается на измену. – ПОЧЕМУ не смогла противостоять Варваре? Кабаниха и Тихон узнают об измене Катерины. – КАК проявляет себя Катерина и почему? Под влиянием какого из конфликтов Катерина решается на самоубийство? Самоубийство Катерины – это проявление силы или слабости? Докажите.

28 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Пьеса «Гроза» — трагедия, так как есть смерть Островсякий: пьеса «Гроза» — драма, так как конфликт охвачен широко

  • Скачать презентацию (2.24 Мб)
  • 117 загрузок
  • 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Жизнь и творчество А.Н. Островского » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Жизнь и творчествоАлександра НиколаевичаОстровского(1823-1886)

«Я тружусь всю жизнь…»

«Моя задача – служить русскому драматическому искусству…»

Детство и юность

Родился 31 марта1823 г. в семье чиновника (юриста). Родина – район Замоскворечье( где большей частью жило московское купечество).

Замоскворечьев 19-ом веке

Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.

1840 — закончил Московскую гимназию. Поступление в Московский университет на юридический факультет. Сильное увлечение театром 1843 – Отчислен из университета. Принял решение заняться литературой.

По требованию отца служит в Московском совестном суде (1843 – 1845), где разбирались дела между родственниками. 1845 – 1851 – перевод в Московский коммерческий суд. Все это – уникальная возможность наблюдать и анализировать поступки людей из разных социальных слоев. 1849 – гражданский брак (против воли отца) с Агафьей Ивановной, девицей из мещан.

Начало творчества

1850 (март) – в журнале «Москвитянин» напечатана первая комедия «Свои люди – сочтемся»(«Банкрут»). Автор сразу стал знаменит.

«Свои люди – сочтёмся!»

Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».

Театральная деятельность

В начале 50-х годов репертуар русских театров был скуден. Театру был нужен драматург… Островский начинает работу над пьесой «Не в свои сани не садись». В январе 1853 г. состоялась премьера. Это начало театральной славы Островского. В августе – «Бедная невеста».

Сотрудничество с Малым театром

1853 – 1856 – пьесы «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место»

Герои Островского

1856 – Сотрудничество с журналом«Современник». «Литературная экспедиция» по Волге. Цель – изучить быт и нравы поволжских поселений. 1857, лето – продолжение поездки по Волге. 1859 – премьера драмы «Гроза» (как результат «экспедиций»).

Пьеса «Гроза» отражает период общественного подъема, когда рушились устои крепостничества. Название драмы – это социальное потрясение. Островский — один из первых русских писателей, кто раскрыл трагическое положение женщины в семье.

1861 – Комедия «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») 1863 – Избран членом-корреспондентом Академии наук 1866 – Преподавал в новом московском «Артистическом кружке». Это послужило основой для создания русского национального театра — «Театра Островского»

1867 – смерть жены, Агафьи Ивановны 1869 – обвенчался с Марией Бахметьевой (Васильевой), актрисой Малого театра.

Жена и дети писателя

1870 – 1886 – самый плодотворный период жизни

Комедии «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Драмы «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка»(1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения.

2 июня 1886 – смерть писателя в своем имении Щелоково (за письменным столом)

Всего А.Н.Островский написал 47 пьес, 7 пьес – в сотрудничестве с другими драматургами, перевел более 20-ти пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков. С 1853 по 1872 г.г. его пьесы прошли 766 раз в столичных и провинциальных театрах, принеся Дирекции императорских театров доход больше 2-х миллионов рублей.

Заслуга А.Н.Островского

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Его по праву называют «Колумбом Замоскворечья» До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

«Колумб Замоскворечья»

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать:«У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». И.А.Гончаров

ТворчествоАлександра Николаевича Островского(1823-1886)

Замоскворечье и его обитатели. Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе –Замоскворечье. Смолоду он мог наблюдать исконные, ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.

В Русской земле словно существовало два разных, мало связанных, мало понятных друг для друга мира (крестьяне, купцы и «образованные»). Но к середине XIXв. Границы этих миров начали постепенно разрушаться.

Простым, верным старинному укладу людям был непонятен бюрократический мир, где пытались их запугать и запутать. Самые сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни.

На первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны быта высших сословий. «Образование! Знаешь ли ты что такое образование. Ты бы сюртучишко новенький сшил!» — поучает своего молодого приказчика купец – самодур Гордей Торцов («Бедность не порок»).Богатые, но ещё вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, — вот основа комедийных конфликтов молодого Островского. Сцена из пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок».

«Свои люди – сочтёмся!»\ Всероссийская известность Островского началась со второй комедии – «Свои люди – сочтёмся!» (или «Банкрот», 1849г.). Действие в ней происходит в доме богатого купца Большова, где кроме хозяев живут и молодые несемейные служащие. Большову показалось мало своих денег, и он решается на жульничество – объявляет себя банкротом, предварительно переписав имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Того он для верности женит на своей дочери Липочке. Купца временно отпускают из долговой тюрьмы, чтобы достать денег. Но дочь и зять, которым принадлежит его состояние отказываются помочь. Старику приходится возвращаться в «яму» под причитания старухи-жены.

Такой финал выглядел совершенно необычным, вызывал сложные чувства и «целую вереницу мыслей». Пословица в названии здесь звучала не нравоучительным выводом, а едкой иронией.Пьеса имела огромный успех у читателей после публикаций в журнале «Москвитянин». Однако постановка её была запрещена по указанию Николая I. Цензурный запрет продержался одиннадцать «Свои люди – сочтёмся!».Сцена из спектакля.лет.

Основные черты драматургии Островского. Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

«Соединяя высокое с комическим» Но Островский опасался поселить в своих зрителях чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал драматург М.П. Погодину.

П.А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр.1880 Но поэтический мир народной культуры, воссозданный Островским, хрупок и беззащитен перед натиском современности. Он уже уходит в историю. Скоро Островский поймёт, как трагически происходит разрыв с идеалами прошлого. О чём и напишет одну из самых знаменитых своих пьес – «Грозу» (1859г.), которая стала не только литературным, но и общественным событием.

Гроза над Калиновом. В 1856г. Островский совершил путешествие. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в «Грозе».Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, ещё не ясного ей самой. Катерина – исподволь – начинает ощущать себя личностью. Это чувство принимает форму «незаконной» любви.

Катерина не может примирить любовь и совесть, она воспринимает мир с позиции нравственных идеалов, которые уходят в прошлое эпохи.Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на пороге новой исторической эпохи.

Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область национального бытия.

Мудрецы и простаки. В 60-х гг. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» — целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.«На всякого мудреца довольно простоты».

«Бесприданница». В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается женщина.Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» — это почти профессия, жизненная обязанность девушки.Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница».

Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы».Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница».Самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» — «Бесприданница» (1878г.).Пьеса поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.

Тест по творчеству Островского «Гроза» 1) Годы жизни А. Островского:а) 1823 — 1886б) 1809 — 1852в) 1812 — 1891г) 1799 — 18372) Драма «Гроза» была впервые напечатана ва) 1852б) 1859в) 1860г) 1861 3) Какое произведение не принадлежит Островскому:а) «Снегурочка»б) «Бедность не порок»в) «Обломов»г) «Свои люди – сочтемся»4) Произведение «Гроза»а) комедияб) трагедияв) драмаг) повесть5) К какому сословию принадлежала Кабаниха?а) купцыб) мещанев) дворянег) разночинцы6) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ? а) Кудряшб) Кулигинв) Варвараг) Глаша

7) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза» а) реализм б) сентиментализмв) классицизмг) романтизм8) В каком городе происходит действие пьесы?а) в Нижнем Новгородеб) в Торжкев) в Москвег) в Калинове 9) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?а) Кудряшуб) Катеринев) Варварег) Кабанихе10) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесеа) сноскаб) ремаркав) пояснениег) сопровождение 11) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы. б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

Театр Островского. В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя. И через полтораста лет нетрудно увидеть рядом героев его пьес.


Статьи по теме