Презентация на Тему Золотой Век

Презентация на Тему Золотой Век.rar
Закачек 2127
Средняя скорость 7556 Kb/s
Скачать

Презентация на Тему Золотой Век

Золотой век русской культуры

Живопись первой половины XIX века

Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины 19 века, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными устремлениями, чертами, жаждой совершенства и обновления. Представители романтизма: Кипренский О.А., Тропинин В.А.

О. А. Кипренский. «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова». 1809.А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея).

В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Третьяковская галерея.В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного в халате с трубкой».

Академизм – в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве XVII- начала XIX вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классический образ тяготеет к образу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он – особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он – торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.Представители классицизма: Иванов А.А., Брюллов К.П.

А. А. Иванов. «Явление Христа народу» (1837-57, Третьяковская галерея).Александр Иванов. Олива. Третьяковская галерея в Москве.

К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи».К. П. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Паччини, воспитаниц гр. Самойловой Ю. П. 1832 г.

Бытовой жанр – посвященный повседневной частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.В 1-й половине XIX века в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло правдивое, но одностороннее, пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоев.Представители бытового жанра: Венецианов А.Г.

А. Г. Венецианов.«На жатве. Лето». Середина 1820-х гг.А. Г. Венецианов. «Пастушок с дудкой». 1820-е годы.

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.Представители критического реализма: Федотов П.А.

П. А. Федотов. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея.П. А. Федотов. «Сватовство майора». 1848 год. Третьяковская галерея.

Архитектура первой половины XIX века

Классицизм – стиль в архитектуре XVIII века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.Наиболее характерным элементом классицистической постройки является портик, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную часть здания.

Бывший дом Гагариных (Екатерининская больница) у Петровских ворот в Москве (1786-1790; архитектор М. Ф. Казаков). Перестроен в 1820-х годах архитектором О. И. Бове, который украсил его великолепным 12-колонным портиком ионического ордера.Бывший дом Баташова, построенный архитекторами Р. Р. Казаковым и М. П. Кисельниковым, — прекрасный образец зрелого классицизма. На пилонах ворот установлены фигуры лежащих львов, изготовленные на чугунно-литейных заводах в Выксе. Дом уцелел во время пожара 1812 года. В 1876 был куплен городом для устройства больницы (Яузская больница).

Ампир – поздний классицизм первой трети XIX века. Стиль отражал идеи политического триумфа и мощи России, в это время осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия особенно в Петербурге.

Санкт-Петербург. Адмиралтейство. Современный вид — 1806-23, архитектор А. Д. Захаров.Казанский собор Санкт-Петербурга. Здание собора является монументальным памятником архитектуры русского ампира (архитектор А. Н. Воронихин). Александровская колонна (или «Александрийский столп») — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года — была установлена в 1830-34 (архитектор А. А. Монферран) и названа в честь императора Александра I.

Русско-византийский стиль. Большой Кремлевский дворец. До 1917 — московская резиденция российских императоров, место парадных приемов. Построен в 1839-49 К. А. Тоном при участи других архитекторов. Здание Оружейной палаты Московского Кремля было построено в 1844-1851 гг. на территории Кремля известным русским архитектором К.А. Тоном на месте разобранного Конюшенного двора.

Презентация к уроку в 10 классе «Золотой век русской культуры» позволяет повысить наглядность при изучении таких вопросв темы, как живопись, архитектура, скульптура

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Золотой век» русской культуры. Первая половина XIX века. Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации… Д.С. Лихачёв

1. Архитектура и скульптура В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир , который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий Наиболее крупные достижения архитектуры связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, К.Росси

А.Д. Захаров. Адмиралтейство Здание Адмиралтейства было построено в Санкт-Петербурге в 1806-1823 годах русским архитектором А.Д. Захаровым. Основой для здания послужило строение, заложенное в 1704 году царем Петром I и затем много раз перестраивавшееся, но сохранившее черты первоначального замысла. Стены здания Адмиралтейства, сооруженного Захаровым, украсили скульптуры русских мастеров.

Воронихин Андрей Никифорович . Казанский собор Выдающимся творением Воронихина-архитектора является собор Казанской Божьей Матери в Петербурге, сооружение которого было закончено в 1811 году. В числе других построек Воронихина колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске.

Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран), русский архитектор, декоратор и рисовальщик.

Основные работы, осуществленные мастером в России, – это Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-1820 годы), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827-1830 годы), перестройка дома Гагариной (40-е годы XIX века).

Бове Осип (Иосиф) Иванович , архитектор, представитель стиля ампир. (1784-1834) О.И. Бове родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. В 1802-1807 годах Бове учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения. С 1807 года Бове работал помощником у М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. После 1812 года Бове был главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. При его непосредственном участии была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-1824 годы), Александровский сад. Бове был автором архитектурной отделки Манежа. По проекту Бове в Москве в 1827-1834 годах были воздвигнуты Триумфальные ворота в память войны 1812 года, а также 1-я Градская больница. Среди церковных построек Бове известны купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке в Москве (1833 год) и церковь в селе Архангельском под Москвой со своеобразным решением иконостаса в виде Триумфальной арки.

Александровский сад в Москве В древности на месте Александровского сада у стен Московского Кремля протекала река Неглинка, являвшаяся естественной водной преградой на подступах к крепости. Через нее были переброшены мосты: Боровицкий и первый в Москве каменный – Троицкий. Со временем Кремль утратил значение крепости, и в 1817 году воды реки Неглинки заключили в подземную трубу. В 1821-1823 годах над прежним ее руслом по проекту архитектора О.И. Бове был разбит сад, названный Александровским.

Александровский сад в XIX веке

Оружейная палата в Московском Кремле В 1511 году по велению Великого князя Василия III Иоанновича в Московском Кремле была учреждена Оружейная палата во главе с оружейным боярином. Она стала местом изготовления и хранения боевого и парадного оружия, драгоценных украшений, предметов дворцового обихода, военных трофеев. В 1806 году Оружейная палата, сохранив свое название, была преобразована в музей, а здание для уникальной коллекции построил в 1844 -1851 годах архитектор Константин Андреевич Тон. Оружейная палата в Московском Кремле – старейший русский музей, где собраны замечательные произведения мастеров России, Запада и Востока.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

В 1818 году в Москве на Красной площади состоялось торжественное открытие первого в городе скульптурного памятника, сооруженного на средства, собранные по общественной подписке. «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года», – гласила надпись на пьедестале монумента. Созданный в 1804-1818 годах русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом памятник запечатлел руководителей национального сопротивления 1611-1613 годов – Кузьму Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Пьедестал монумента украсили барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков». Произведению суждено было стать шедевром русского монументального искусства.

В.А. Тропинин. «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль», написанный русским художником Василием Андреевичем Тропининым в 1846 году, по живописным приемам и композиционному построению был своеобразной попыткой мастера выйти за границы портретного жанра. Художник, подробно остановившись на бытовых деталях, основное внимание уделил внутреннему миру человека.

Портрет Арсения Тропинина

Кипренский Орест Адамович , живописец , график, представитель романтизма. (1782-1836) Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной. В 1788 году он получил вольную и был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность. С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин» Написанная в 1827 году русским художником Орестом Адамовичем Кипренским картина «А. С. Пушкин» – самое значительное произведение мастера. Использовав общепринятую схему парадного портрета, художник сумел раскрыть богатство внутреннего мира своего выдающегося современника.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Карл Павлович Брюллов окончил петербургскую Академию Художеств и был отправлен для продолжения образования в Италию. С 1823 по 1835 год жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю жизненности, романтизма. Произведения художника отмечены утверждением чувственно-пластичной красоты человека («Вирсавия», 1832 год), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-1833 годы), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851 год, автопортрет, 1848 год). Брюллов был также великолепным мастером парадного портрета, примером которого является его знаменитая «Всадница» (1832 год).

«Последний день Помпеи» Отправленный петербургской Академией Художеств на учебу в Италию Карл Павлович Брюллов посетил античный город Помпеи, разрушенный во время извержения вулкана Везувий. Под впечатлением увиденного художник написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833 годы). Появление этого полотна явилось событием художественной жизни того времени и принесло известность автору. Картина выставлялась в Милане, в Париже, а в 1834 году была привезена в Россию.

П.А. Федотов — основоположник реализма. «Сватовство майора» За созданную в 1848 году картину «Сватовство майора» художник Павел Андреевич Федотов получил звание академика петербургской Академии Художеств. Картину автор сопроводил стихотворным комментарием собственного сочинения, который немало способствовал популярности полотна: «. И вот, извольте посмотреть: Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком. Он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит. . И наша невеста Не найдет сдуру места: «Мужчина! Чужой! Ой, стыд-то какой.

Венецианов Алексей Гаврилович , русский живописец. А.Г. Венецианов был одним из основоположников бытового жанра в русской живописи. Он создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы. Им созданы полотна, отражающие бытовые сцены жизни крестьян: картины «На пашне» (20-е годы XIX века), «Знахарка» (1825 год). Вопреки установкам Академии Художеств Венецианов много писал с натуры. Во второй четверти XIX века ряд учеников Венецианова (Н.С. Крылов, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие) образовали так называемую Венециановскую школу. Художники этой школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали горные и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Золотой век” русской культуры XIX века Учитель Комарова Т.С.

Архитектура XIX века Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию. Стиль ампир: массивные формы, скульптуры.

XIX век Казанский собор Императорский Эрмитаж Исаакиевский собор Александровская колонна

XIX век Большой театр Манеж Оружейная палата Музей-усадьба Л.Н.Толстого

Литература Поэт, писатель, мыслитель, историк. Родоначальник современного русского литературного языка. “Пушкин – наше всё!”

Литература Его поэтические и прозаические сочинения – классика отечественной литературы. (“Смерть поэта”, “Бородино”, “Герой нашего времени”). М. Ю. Лермонтов

Литература Яркие литературные произведения: “Вечера на хуторе близ Диканьки” “Миргород” “Ревизор” “Вий” “Мёртвые души” Н. В. Гоголь

Театр и драматургия Становление отечественного театра. Театр становится общественным явлением, ставятся отечественные пьесы, затрагивающие большие общественные проблемы (“Ревизор” Гоголя).

Театр и драматургия Александринский театр Малый театр

Театр и драматургия: прославленные актеры В. А. Каратыгин В. Н. Асенкова М. С. Щепкин

Живопись В. А. Тропинин – крепостной художник “Кружевница” “Пряха”

Живопись К. П. Брюллов – блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец. “Последний день Помпеи” “Итальянское утро”

Живопись А. Г. Венецианов – родоначальник русской бытовой картины. “Спящий пастушок” “На пашне. Весна.”

Музыка М. И. Глинка – общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Положил начало двум направлениям в развитие русской оперы: народная музыкальная драма (“Жизнь за царя”) опера – сказка (“Руслан и Людмила”)

Музыка Появляется русский романс – самобытное вокально-музыкальное произведение, чувственное и мелодичное.

Музыка Государственный гимн Российской империи (сл. В. А. Жуковского, муз. А. Ф. Львова) Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам!

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Заключение

Презентация «Золотой век русской культуры»может быть полезен для проведения учителями уроков, касающихся культурного развити нашей страны. Материал возможно использовать для учащихся 8-х и 10-х классов при изучении соответствующего раздела истории России.

В презентации представлены особенности культурного развития России начала 19 века , достижения в области литературы, живописи, архитектуры и музыки.

Представленную работу можно использовать в качестве наглядности для создания у обучающихся ярких образов достижений российской культуры или в качестве дополнительного материала для создания мини-проектов на уроках.


Статьи по теме