Презентация Народы России в 17 Веке

Презентация Народы России в 17 Веке.rar
Закачек 2776
Средняя скорость 6304 Kb/s
Скачать

Презентация Народы России в 17 Веке

Текст этой презентации

НАРОДЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Петрова Екатерина Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ гимназия №1 г.Полярные Зори Мурманская область

План урока
Русский народ Украинцы Народы Поволжья Народы Кавказа Народы Сибири

1. Ханты. 2. Черкесы. 3. Черногорцы. 4. Чеченцы. 5. Чуваши. 6. Чукчи. 7. Шорцы. 8. Эвенки. 9. Эвены. 10. Энцы. 11. Эскимосы. 12. Эстонцы. 13. Юкагиры. 14. Якуты

В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. Если даже некоторые представители православного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха «своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковыми были чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир.

Народы, вошедшие в состав России в XVII веке: 1. Ханты и Манси (По р. Енисей) 2. Буряты (Верховья р. Ангары и р. Витима) 3. Эвенки (Тунгусы) (От р. Енисей до побережья Охотского моря) 4. Якуты (Бассейн р. Лены, р. Яны, р.Индигирки, р. Колымы) 5. Коряки, Чукчи, Юкагиры (Северо-восток Сибири, до Берингова пролива) 6. Дауры, Дючеры (Южное Забайкалье и Приамурье)

Основные тенденции освоения новых регионов
1. Колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами. 2. Проникновение на новые территории норм российского права. 3. Стремление заручится поддержкой местной племенной знати. 4. Развитие охоты и добывающих промыслов на новых территориях. 5. Принудительная христианизация местного населения.

1. Русский народ
Общая численность – 10 млн чел. По мере освоения Сибири с местными жителями вели товарообмен.

Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.

До середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской культуры. Во второй половине XV века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурного обмена России с внешним миром существенно изменились.

XVII век для Европы — это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 18 миллионов до 4 миллионов). Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытой.

2.Украинцы
Составляли около 15% от общей численности населения. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России при условии сохранения самоуправления.

К концу 17 столетия окончательно оформилась гетманщина (система управления в Киеве и Левобережной Украине). При гетмане состояла старшинская рада (совет). Она назначала своих представителей на главные должности – уряды.

3. Народы Поволжья

Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

Татары
Татары — представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов. Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя «боргарлы», «казанлы» или «мослеман» (мусульмане).

Чуваши
Само название народа «чуваш», производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии.

До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена.

Мордовские племена — автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва — эрзя.

Основное традиционное занятие мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Традиционное жилище — двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда — с западным вариантом южнорусской.

4. Народы Кавказа

Вайнахи (чеченцы) Ингуши Осетины

К 17 веку, то есть к моменту прочного включения Северного Кавказа в состав Российской империи, большинство коренных народов находилось на переходной стадии от родового к классовому обществу. Слабое развитие социальной дифференциации явилось следствием целого ряда причин. Исключительное занятие скотоводством способствовало неизменности патриархальных отношений. Пастбища, луга и поля всегда находились в коллективной собственности всей мусульманской общины джамаат. Все вольные общества Кавказа имели военизированный характер, к чему их побуждала постоянная оборона от врагов и собственная набеговая экспансия.

Основой любого вольного общества выступал род, группа родственных семей, связанных общим происхождением. У чеченцев- тейп, у адыгов — ачих. Старейшина выступал предводителем рода, тхъамада, а верховная власть — совету старейшин рода. Все важные решения принимались советом старейшин, прежде всего решения о кровомщении, конлы.

5. Народы Сибири
Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая.

Огромные пространства тундры до низовьев Енисея занимали ненцы (самоеды). Дальше на восток, от Енисея до Охотского моря, жили племена эвенков (тунгусов). По берегам Ангары и Байкала селились буряты. Одним из наиболее многочисленных народов северо-восточной Сибири были якуты (саха).

Культура России в XVII веке Основные тенденции развития культуры Завершение формирования русской народности иединого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви

Просвещение 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

ЛитератураСимеон Полоцкий 1629-1680

АрхитектураЦерковь Вознесения в с.Коломенском (1532)Дворец царя в с.Коломенском -«восьмое чудо света» (1667-1668)

АрхитектураДо середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стильЦерковь Троицы Живоначальнойв Троицком-Голенищеве (1644-1645 )Патриарх Никонзапретил строительствошатровых храмовУспенский собор в Кремле взят за образец для подражания

АрхитектураВоскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Иосифо-Волоколамский монастырь

АрхитектураВ конце XVII в. возникает новый стильнарышкинское(московское) бароккоНарядность, элегантность,строгая симметричностьЦерковь Покрова в Филях(1690-1695)

Теремной дворец Московского КремляПреображенский храмна о.Кижи

ЖивописьСимон Ушаков(1626-1686 гг.)Мастер Оружейной палатыВлияние церковного канона сохранилось. Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.Спас Нерукотворный. Икона

ЖивописьПарсуныпортреты, написанные в иконописнойманере и иконной технике – на доскеяичными красками

Симон УшаковТроица Ветхозаветная. ИконаВладимирская икона Богоматери

Театр основан при Алексее Михайловиче Указ, в которомпоручалось найти за границей людей, умеющих «сыграть комедии». В театре играли иностранные актёры.

Семьнадцатый век в России ознаменовался новыми явлениями в экономике, политике в том числе и культуре. Данная презентация посвящена новым явлениям в архитектуре, живописи, литуратуре

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе «Культура и быт России XVII века» позволяет повысить эффективность воспрития нового материала учащимися.

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет.

Работа содержит информационный материал по культуре России 17 века.

Дидактический материал по истории для 10 класса «Зачет по истории России XVII век».

Данная проверочная работа по истории России XVII века составлена в двух вариантах и включает задания разного уровня сложности.

Презентация «Россия XVII веке». 7 класс.

в данной презентациия рассказывается о культуре России 17 века.


Статьи по теме