Презентация по русскому языку 7 Класс Союз

Презентация по русскому языку 7 Класс Союз.rar
Закачек 3962
Средняя скорость 8487 Kb/s
Скачать

Презентация по русскому языку 7 Класс Союз

Данная презентация может быть полезна учителю на уроке русского языка в 7 классе в качестве знакомства с новой служебной частью речи — союзом.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель урока: -дать понятие о союзе как служебной части речи; -познакомить с основными функциями союза; -совершенствовать навыки работы с текстом

Союз © . Мы долго ждали и вдруг увидели невероятное зрелище. Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены , простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте .

Союз Служебная часть речи. © Связывает части сложного предложения . Он сказал , что завтра уходит в экспедицию.

Союз Служебная часть речи. Связывает предложения текста . Здесь были все зрители, которые рукоплескали ей на площадях и рынках. Но теперь их лица не казались веселыми и счастливыми.

Союз Союзы, состоящие из одного слова ,- простые Союзы, состоящие из двух и более слов,- составные ПОТОМУ ЧТО НЕ ТОЛЬКО…НО И ТАК КАК КАК БУДТО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ ЗАТЕМ ЧТОБЫ

Союз Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочиненного предложения Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения

Сочинительные союзы По значению сочинительные союзы делятся на три группы : 1. Соединительные ( И, ДА(=И), НЕ ТОЛЬКО — НО И, КАК – ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ) 2. Противительные (А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО(ЖЕ), ЗАТО) 3. Разделительные (ИЛИ, ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО)

Примеры предложений с сочинительными союзами Звезды меркнут и гаснут . (Соединит.) * Не от росы урожай, а от поту . ( Противит .) * Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем . (Разделит.) * Мал ерш, да колюч. ( Противит .) * Лес ли со стоном сосны клонит, или вьюга свой мне стон несет ? ( Разделит.) * Здравствуй , солнце да утро веселое ! (Соединит.)

Примеры предложений с подчинительными союзами В сотый раз я пожалел, что не родился художником . ( Изъяснит.) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место поглубже и выкупаться . (Целевой) Было так тихо, будто город вымер . (Сравнит.) Утром, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов . (Временной)

— На какие группы делятся союзы ? Как вы понимаете, какие союзы называются простыми, а какие составными ? — Какие союзы называются сочинительными? подчинительными? Какая разница между ними?

Работа с текстом Предлог и союз очень дружны . Для того чтобы дружить , нужно иметь много общего. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия (в чем вы их видите?). Жизнь этих слов достаточна разнообразна: предлог помогает то существительному, то местоимению, то числительному. Союз связывает то однородные члены предложения, то части предложения. С тех пор как люди научились говорить и писать, союзы помогают им в этом.

— Какие группы союзов встретились в данном тексте? — Какой вопрос ставят перед нами авторы текста? Предлог Соединяет зависимые друг от друга слова внутри словосочетания Осуществляет связь при помощи окончания Союз Соединяет независимые слова внутри предложения или его частей Осуществляет связь самостоятельно

— Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? союз и

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили: — слово И – один из самых древних союзов русского языка, — слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания, — слово И – за тысячелетия не изменило своего значения, — слово И – было и остается исключительно частотным словом. «Но почему?» — спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Работа с учебником: упр 357

Рефлексия. Тест. 1. В русском языке есть ___________________ и служебные части речи. 2. Служебные части речи – это_____________________________________________. 3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется _______________________________. 4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется_______________________. 5. Союзы бывают __________________________________________________________. 6 . В этом предложении союз соединяет однородные члены предложения: 1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы. 2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес. 3) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь. 7. В этом предложении союз связывает простые предложения в составе сложного: 1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль. 2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. 3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Заключение : Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз . Союз не станет членом предложения: Всегда свободен, хоть стоит в строю. И в сочинении, и в подчинении Незаменим и помнит роль свою.

  • Скачать презентацию (0.92 Мб)
  • 141 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Союз как часть речи » по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Учитель – Логинова Светлана Васильевна МОУ Лицей № 15 г. Саратова

ПОВТОРЯЕМ, ВСПОМИНАЕМ

Пароход с 388экскурсантами. В книгеоколо480страниц. Работать в продолжение35 лет. В целяхповышениякачества на 42 процента. Согласно3 переписи населения. Находиться вблизи56 километра. Вследствие11 ошибок. Поговорить насчет похода с 95учащимися. Иметь в виду 126статьюКонституции. Благодаря574 солдатам

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

С тремястамивосемьюдесятью восемью Четырехсот восьмидесяти Тридцати пяти лет Сорок два Третьей Пятьдесят шестого С девяноста пятью Одиннадцати Сто двадцать шестую Пятистам семидесяти четырем

ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Правдив И свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.

простые предложения в составе сложного однородные члены предложения предложения при цепной связи СОЮЗ связывает

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СОЮЗА

На Заячьем острове 16 мая 1703 года была заложена крепость, И этот день считается днем основания Петербурга, ХОТЯ свое название город получил только 29 июня 1703 года.

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВНЫЕ СОЮЗ ПРОСТЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Возвратив России невские земли и заложив в устье Невы город Петр I задумал построить порт и перенести сюда столицу России. Несмотря на то что лесистую и заболоченную местность осваивать было довольно трудно Петербург рос очень быстро. Задание: спишите предложения, составьте схему; укажите союзы, определите их разряд.

Возвратив России невские земли Изаложив в устье Невы, город Петр I задумал построить порт Иперенести сюда столицу России. И – сочинительный, простой, связывает однородные члены предложения НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО лесистую Изаболоченную местность осваивать было довольно трудно, Петербург рос очень быстро. НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО – подчинительный, составной, связывает простые предложения в составе СПП.

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТатьяна Яничкина

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка в 7 « В » классе по теме : « Союз »». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок русского языка в 7 « В » классе по теме : « Союз »

2 ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Объявление темы урока, постановка цели. 3. Проверка домашнего задания. 4. Фронтальный опрос. 5. Слово учителя. 6. Закрепительные упражнения. 7. Самостоятельная работа. 8. Итог урока. 9. Домашнее задание.

3 Добрый день, ребята ! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

4 Тема нашего урока : « Союз. Повторение и обобщение ». Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить знания о союзе. Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

5 Какую часть речи мы называем союзом ? Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.

6 Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных ? В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.

7 На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы ? По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные.

8 Что соединяют Сочинительные союзы ? Подчинительные ? Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого.

9 Не все знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И., Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А. С. Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

10 А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. Из какого произведения эти строки? Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

11 Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику: — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место.… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. — Вот, выбирай,- сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую — Печаль, пятую – Доброта. — Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

12 А кого выбрали бы вы? Почему? Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту ? Так что перед вами ? Текст. При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте ? При помощи союзов. Назовите союзы и их морфологические признаки. Как бы вы озаглавили этот текст ? Какая проблема поднимается в тексте ? Аргументируйте свой ответ.

13 Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке ? Толерантность

14 Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие толерантность.

16 Толерантность – это. терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам; стремление к полноценной реализации своих способностей; умение понимать и познавать других людей; устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов. Если мы будем внимательны к любому человеку : будь то попутчик, бродяга, друг, — это и будет проявление доброты.

17 А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет. Задание на доске.

18 Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на мониторе, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.

19 1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький) 2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский) 3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев) 4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин) 5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)

20 6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица) 7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин) 8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой) 9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)


Статьи по теме