Рассказ Римского Раба о Жизни

Рассказ Римского Раба о Жизни.rar
Закачек 2471
Средняя скорость 2225 Kb/s
Скачать

Рассказ Римского Раба о Жизни

Рабы были очень важны для римлян. Без рабов богач Рима не мог вести свой образ жизни так, как захотел бы.

Кто же такие римские рабы? В основном это люди, которые были захвачены (пленены) в сражениях. Они отсылались в Рим, где и продавались в рабство. Также рабами могли стать и брошенные дети. Даже существовал закон, который гласил, что отцы, из-за нехватки денег, могли продавать своих старших детей в рабство.

Богатые римляне покупали рабов на рынке. Молодые рабы, которые имели какие-либо знания или умения (профессию), имели хороший спрос и очень дорого стояли. Таких рабов приобретали на длительный срок, и деньги, потраченные на их приобретение, как правило, очень быстро окупались. Особенно ценились рабы, которые имели профессию «повара», соответственно и стояли они очень дорого.

После того как раб был куплен, он становился рабом на всю жизнь. Свободу он мог получить только в двух случаях:

  • если сам хозяин освободит его от рабства;
  • а также раб мог купить свою свободу, но чтобы это сделать он должен был заплатить хозяину денежную сумму равную сумме, по которой хозяин приобрел его, как правило, это практически невозможно было сделать.

В случае если римский раб женился, и у него рождались дети, то они автоматически тоже становились рабами. Были распространены случаи, когда родители убивали своих маленьких детей, таким образом, они спасали их от рабства.

Нет точных цифр о том, сколько рабов существовало в Римской империи. Примерно считается что, в стабильные годы величия Рима, 25 % всех жителей Рима являлись рабами. Богатому римлянину могло принадлежать около 500 рабов, а у императора в распоряжении насчитывалось порядка 20 000 рабов.

Логически предположить то, что у римских рабов была плохая жизнь, можно только потому, что они являлись рабами. Но были случаи, когда предусмотрительный хозяин заботился о хорошем рабе, поскольку очень трудно было найти достойную замену действительно хорошему рабу, да еще и заплатить пришлось бы не маленькую сумму. Хорошего раб-повара чрезвычайно ценили, поскольку элитные и богатые семьи Рима устраивали разнообразные банкеты (пиршества) и пытались перещеголять на таких мероприятиях друг друга в разнообразии и оригинальности угощений – в этом и заключалась важность обладания хорошим раб-поваром.

О тех рабах, которые работали в шахтах или не имели никаких способностей (умений), заботились менее хорошо и слишком не беспокоились за их жизни, так как всегда можно было найти им замену за небольшую сумму.

Рис. 1 Рабы ухаживают за своей госпожой

День раба начинается на рассвете. Если его хозяин живет в холодном климате, то первое что должен сделать раб — это разжечь печь. Затем он должен ждать, когда проснется господин и помочь ему одеться. В течение дня группа рабов выполняет закрепленные за ними определенные задачи, такие как отвести детей в школу, сделать уборку в вилле, постирать одежду, привести в порядок сад и т.д. Другая группа рабов работает на кухне, готовит еду на день. В случае если хозяин и его семья купаются дома, рабы после окончания купания должны помочь вытереться и одеться. Также в обязанности рабов входит нести своего господина на носилках, если он захочет куда-либо отправиться. Когда же хозяин развлекается, рабы должны подносить ему еду и питье. Если господину приходиться возвращаться домой в темное время суток, то рабы должны идти впереди него и освещать дорогу факелами.

Римский писатель Сенека полагал, что хозяин должен хорошо относиться к своим рабам, поскольку хорошее отношение – это залог продуктивной и добросовестной работы.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

В IV в. до н.э. римляне утвердили «Закон Петелия», запрещавший брать в рабы своих сограждан, жителей Рима. Согласно другому закону, свободная женщина, добровольно вступившая в связь с понравившимся ей невольником, становилась рабыней.

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона;
  • Восстание Спартака (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).


Статьи по теме