Разработки Библиотечных Уроков скачать

Разработки Библиотечных Уроков скачать.rar
Закачек 1666
Средняя скорость 4158 Kb/s
Скачать

Разработки Библиотечных Уроков скачать

Данный урок представлен учащимся 1 классов, и детям ДОУ, на тему «Знакомство с библиотекой»

Предварительный просмотр:

«Знакомство с библиотекой»

Тема: «Знакомство с библиотекой»

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» — хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь. В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: —

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

— Нельзя книги перегибать.

— Нельзя загибать книжные страницы.

— Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

— Нельзя писать и рисовать в книгах.

— Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

«Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва

Библиотечный урок для 5 класса

«Структура книги, использование ее справочного аппарата при чтении»

Подготовила Монгуш А.С.

Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ с.Суг-Бажы

Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:

Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться справочным аппаратом книги, каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.

Библиотечные уроки «Структура книги, использование её справочного аппарата при чтении» нужно начать в начальных классах:

1 класс — Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

2 класс — Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация.

3 класс — Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг.

4 класс — Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги.

5 класс — Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: аннотация, послесловие, комментарии, оглавление.

6-7 классах — Содержание темы: Структура книги, использование аппарата книги при чтении. Знакомство с новыми терминами: серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.

Данная тема библиотечного урока из года в год повторяется, повторяемость эта оправдана усложнением материала и форм работы с книгой с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цель библиотечного урока «Структура книги, использование её справочного аппарата при чтении»: обобщить знания учащихся о книге, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их; выработать навыки самостоятельной работы с книгой, используя ее справочный аппарат.

1) обучающая: углубить знания учащихся о структуре книги, сформировать навыки самостоятельной работы с книгой;

2) развивающая: развитие творческих способностей школьников;

3) воспитательная: воспитание бережного отношения к книге как источнику информации.

Форма проведения: беседа-просмотр мультимедийной презентации.

Материалы и оборудование: различные книги, в которых хорошо представлены элементы справочного аппарата, ПК, мультимедийный проектор.

Форма подведения итогов: после изучения темы проводится практическая работа, где выявляются знания, полученные на занятии.

а) знания : выявить и понять роль справочного аппарата в поиске информации;

б ) умения : находить ответ на любой вопрос по справочному аппарату .

Библиотечный урок в 5 классе

«Структура книги, использование ее справочного аппарата при чтении»

Цель : обобщить знания учащихся о книге, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их; выработать навыки самостоятельной работы с книгой, используя ее справочный аппарат.

1) обучающая: углубить знания учащихся о структуре книги, сформировать навыки самостоятельной работы с книгой;

2) развивающая: развитие творческих способностей школьников;

3) воспитательная: воспитание бережного отношения к книге как источнику информации.

Форма проведения: беседа-просмотр мультимедийной презентации.

Материалы и оборудование: различные книги, в которых хорощо представлены элементы справочного аппарата, ПК, мультимедийный проектор.

Слово библиотекаря . Нас окружает множество книг: художественные, научно-познавательные, справочные и энциклопедические издания, из которых мы получаем необходимые знания.

Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу. И вот сегодня мы научимся быстро ориентироваться в различных книгах, познакомимся с теми элементами книги, которые вам неизвестны.

Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги.

— Возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?

— справочный аппарат книги.

Библиотекарь: Ребята, а что такое справочный аппарат книги?

У слова «аппарат» много значений. А происходит оно от латинского apparatus , что значит снаряжение, оборудование. Аппарат книги – это ее снаряжение. Оно помогает читателю, если, конечно, читатель знает, как этот аппарат устроен и умеет им пользоваться.

— Давайте посмотрим, что является справочным аппаратом книги?

— предисловие (или вступительная статья);

— список условных сокращений.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами рассмотрим справочный аппарат книги.

— Почти в каждой книге есть оглавление, или содержание.

Оглавление или содержание . . Опытный читатель начинает именно с оглавления. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу. В оглавлении есть разделы, подразделы, главы и параграфы. Их обозначают римскими и арабскими цифрами, большими и маленькими буквами. Оглавление помогает найти нужный материал быстро.

Библиотекарь: Вы пришли в магазин, стоите перед прилавком с новыми книгами или рассматриваете новинки на выставке новых поступлений в библиотеку. Как быстро сообразить, что за книга перед вами, если фамилия автора вам не известна, а по названию непонятно, о чем она? На помощь приходит аннотация. Это короткая заметка которая объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или в какой форме. Иногда сообщает и краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают на обороте титульного листа.

Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

— Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ .

Предисловие – это все сведения о книге. Из предисловия можно узнать, кто написал книгу, когда и в какой стране происходит события, а также многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, в библиотеке. И вы сразу поймете, нужно вам брать эту книгу или нет.

Послесловие – это статья, которая помещается в конце книги, после того как читатель уже прочитал роман, повесть или сборник стихов, о чем-то задумался, а в чем-то, быть может, не совсем разобрался. И ему теперь хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении.

Примечания – здесь даются переводы иностранных слов и фраз, объяснение непонятных слов, терминов, имен. Их помещают в нижней части страницы. Примечания обычно набирают шрифтом помельче, чем основной текст. А в тексте звездочку * или цифру 1,2,3 – по порядку примечаний. Если примечаний много, их помещают в конец книги, после основного текста.

Библиотекарь : Перед вами лежит книга, полистав ее, найдите условные сокращения. В конце книги находится «Список условных сокращений», который даст вам полную формулировку.

ед.ч. – единственное число

— Следующий справочный аппарат книги – это указатели. Так что же такое указатель?

Указатель – это алфавитный список ключевых слов и понятий, названий стихотворений, произведений с обозначением, где в книге, на какой странице, можно найти необходимую информацию.

Научная книга без указателей во многом теряет ценность. Указатели бывают разные: алфавитные, предметные, именные, географические.

Предметный указатель – это перечень встречающихся в книге терминов или описаний предметов. Располагаются эти сведения, как правило, в алфавитном порядке.

Именной указатель – представляет собой расположенный в алфавитном порядке перечень собственных имен, встречающихся в тексте книги: имена писателей, ученых, героев.

Откроем любой том, например III том энциклопедии «Всемирная история». В нем есть именной указатель. Он занимает много страниц. Вот отрывок из него:

Александр Ярославович Невский – 383, 596, 598, 599-602

Александр Добрый – 760, 761

Александр I Комнин – 333, 414-416, 419 и т.д.

— Мы заметили, что имя Александра Невского встречается и на отдельных страницах, и на трех страницах подряд. Можно предположить, что именно на трех страницах дается особенно подробная характеристика его деятельности. Давайте проверим – так оно и есть.

Библиотекарь: Следующий вид указателей – географический.

Географический указатель – это указатель географических названий. Например: «Указатель географических и этнических названий»:

Вот так выглядят несколько строк из него:

Бавария – 160, 172,173,365

Багдад – 115, 118, 120, 122 и т.д.

Что такое аппарат книги и для чего он нужен? (Аппарат книги – это ее «снаряжение», которое помогает читателю)

— Назовите справочный аппарат книги.

— Перед вами незнакомая для вас книга. Внимательно ознакомьтесь с нею, на это вам дается 10 минут. После подготовки вам нужно ее прорекламировать.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теория и практика библиотечных уроков

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Требования: принцип системного подхода, иначе знания будут носить хаотичный и разрозненный характер; принцип преемственности; последовательное усложнение при подаче материала уроков; ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся

ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА 1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? 2. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Быть активным, но не подавлять своей активностью; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.

Темы библиотечных уроков ПДД. ОБЖ. ГО и ЧС. Этика. Эстетика. Право ББЗ ЖЗЛ По отраслям наук КЗД ЗОЖ. Экология

Формы занятий викторины, конкурсы интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, урок-беседа, литературные путешествия, литературные гостиные, Урок-путешествие Круглый стол

Методические приемы обзоры практические занятия экскурсии сообщения самостоятельные работы тесты

Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли;

Примерные темы библиотечных уроков: «Учись искусству чтения» (урок-диалог); «Книга и библиотека: страницы истории» (урок-память); «Путешествие в мир каталогов и картотек» (урок-путешествие); «Справочный аппарат издания» (урок-беседа); «Справочный фонд библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение работать с ними» (урок-тренинг); «Книга и компьютер. Ресурсы ИНТЕРНЕТ» (урок-файл); «Пути информационного поиска» (урок-практикум); «Техника интеллектуального труда: Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. «Что такое библиография, её виды, назначение» (урок-беседа); «Что такое ББК? Основы библиографического описания произведений (для оформления рефератов, курсовых работ) (урок-практикум);

Ожидаемый результат Наглядный материал Формы, методы, приёмы Задачи Цели Тема

Что нового узнали на этом занятии? Что знали или применяли раньше? Какие методы использованные на уроке были вам знакомы? Чем это занятие может вам помочь в работе?

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Эта презентация является помощником для проведения библиотечных уроков. Этим материалом можно руководствоваться при построении библиотечного урока.

В ней указан поэтапный подход к созданию библиотечного урока, важные элементы, методы, формы и принципы построения библиотечного урока.

Как мы все знаем, что для привлечения читателей в библиотеку необходимо регулярно проводить массовые мероприятия, проводить индивидуальную работу с читателями, то есть, постоянно поддерживать интерес к книге, иначе мы потеряем читателей, а в их лице- успешных учеников. В этом плане можно активно использовать библиотечные уроки.

Системный подход никогда не помешает. Желаю удачи!


Статьи по теме