Руководство Наблюдениями в Разных Возрастных Группах

Руководство Наблюдениями в Разных Возрастных Группах.rar
Закачек 3175
Средняя скорость 3398 Kb/s
Скачать

Руководство Наблюдениями в Разных Возрастных Группах

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.,— следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок . должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Младший возраст. Продумывая организацию и руковод­ство наблюдениями детей воспитателю необходимо учитывать осо­бенности психических процессов, уровень познавательной деятель­ности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлека­ют яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспита­теля является привлечение внимания детей к объекту. Можно ис­пользовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Например, неожиданно принести животное в группу или можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кор­мление, игра), а затем об­ращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обсле­дование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. На­пример, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно ис­пользовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста должны носить репродуктивный характер, т.е. обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на признаки, например: «Кто?, Что?, Какого цвета?, Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления котенка пред­ложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что котенок больше всего любит есть.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствую­щий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобрази­тельной деятельностью.

Средний возраст. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о при­роде. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспри­нимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить харак­терных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся прини­мать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного мате­риала. Начиная со средней группы, организуется длительное на­блюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продол­жают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно, дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспита­телем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практи­ческой деятельностью, например: «Будем рассматривать воробья и будем рисовать его». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными при­емами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особен­ностях внешнего вида, на устано­вление необходимых связей и отношений.

Одним из важных приемов являются вопросы к детям. Для детей среднего дошкольного возраста они носят не только репродуктивный характер, т.е. вопросы, направленные на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? Задаются вопросы, на­правленные на установление детьми элементарных связей и отноше­ний между объектами природы, так называемые поисковые вопро­сы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог про­думывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает прого­варивать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам разли­чия и сходства.

В средней группе начинают использовать рассказы из личного опыта детей. Например, воспитатель просит ребенка вспомнить, какого цвета кора у березы, как он помогает ухаживать за домашними животными (растениями), которые есть у него дома и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о жи­вотных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использо­вать художественное слово — это загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными, поэтому в ходе наблюде­ния педагог, может предложить им выполнить несложные трудовые действия.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объек­та в рисунке, уход за ним в уголке природы,

Старший возраст. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, постав­ленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разно­образной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Доволь­но часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникнове­нием в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и дейст­вовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспита­теля дошкольники вычленяют в объектах характерные и сущест­венные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объекта­ми, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни живот­ных (движение, питание, местообитание, сезонные приспособления, защита от вра­гов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегод­ня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель предлагает рассказать о внешнем виде объекта природы, при этом можно использовать модели. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Организуя наблюдение необходимо стремиться к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечат­лений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осозна­нию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь.

Широко используются трудовые действия, обеспечивающие форми­рование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Необходимо использовать загадки, стихи, интересные истории в процессе наблюдения, так как все это способствует расширению знаний дошкольников.

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жиз­ни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях при­роды возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюде­ний обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пони­манию все более сложных закономерностей, существующих в при­роде, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы суще­ственные признаки. На основе выделения этих существенных, об­щих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение наблюдению.

2. Выделите значение и цель наблюдений в экологическом образовании дошкольников.

3. Перечислите виды наблюдений по характеру познавательных задач.

4. Выделите общие требования к организации и подготовке наблюдения.

5. Покажите как усложняется методика наблюдения за объектами и явлениями в природе от группы к группе.

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Экология Руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

Младший возраст. Продумывая организацию и руковод­ство наблюдениями детей воспитателю крайне важно учитывать осо­бенности психических процессов, уровень познавательной деятель­ности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлека­ют яркие, подвижные объекты. По этой причине лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспита­теля является привлечение внимания детей к объекту. Можно ис­пользовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. К примеру, неожиданно принœести животное в группу или можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всœего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кор­мление, игра), а затем об­ращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обсле­дование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. На­пример, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. К примеру, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половинœе года в ходе наблюдения в младшей группе можно ис­пользовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величинœе, цвету, характеру движения и т. д.

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста должны носить репродуктивный характер, ᴛ.ᴇ. обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на признаки, к примеру: «Кто?, Что?, Какого цвета?, Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. К примеру, во время кормления котенка пред­ложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что котенок больше всœего любит есть.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целœесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствую­щий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всœей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобрази­тельной деятельностью.

Средний возраст. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о при­роде. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспри­нимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить харак­терных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся прини­мать задачу наблюдения, поставленную воспитателœем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, к примеру: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целœенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного мате­риала. Начиная со средней группы, организуется длительное на­блюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продол­жают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно, дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспита­телœем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практи­ческой деятельностью, к примеру: «Будем рассматривать воробья и будем рисовать его». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными при­емами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особен­ностях внешнего вида, на устано­вление необходимых связей и отношений.

Одним из важных приемов являются вопросы к детям. Для детей среднего дошкольного возраста они носят не только репродуктивный характер, ᴛ.ᴇ. вопросы, направленные на уточнение знаний об базовых частях объектов, их особенностях: Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? Задаются вопросы, на­правленные на установление детьми элементарных связей и отноше­ний между объектами природы, так называемые поисковые вопро­сы, к примеру: почему рыбка телœескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог про­думывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает прого­варивать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателœем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам разли­чия и сходства.

В средней группе начинают использовать рассказы из личного опыта детей. К примеру, воспитатель просит ребенка вспомнить, какого цвета кора у березы, как он помогает ухаживать за домашними животными (растениями), которые есть у него дома и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о жи­вотных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использо­вать художественное слово — это загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными, в связи с этим в ходе наблюде­ния педагог, может предложить им выполнить несложные трудовые действия.

У детей крайне важно сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. По этой причине, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. К примеру: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объек­та в рисунке, уход за ним в уголке природы,

Старший возраст. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, постав­ленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разно­образной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Доволь­но часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникнове­нием в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится всœе более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и дейст­вовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспита­теля дошкольники вычленяют в объектах характерные и сущест­венные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объекта­ми, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни живот­ных (движение, питание, местообитание, сезонные приспособления, защита от вра­гов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, к примеру: «Сегод­ня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель предлагает рассказать о внешнем виде объекта природы, при этом можно использовать модели. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Организуя наблюдение крайне важно стремиться к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечат­лений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осозна­нию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь.

Широко используются трудовые действия, обеспечивающие форми­рование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Необходимо использовать загадки, стихи, интересные истории в процессе наблюдения, так как всœе это способствует расширению знаний дошкольников.

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жиз­ни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях при­роды возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюде­ний обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пони­манию всœе более сложных закономерностей, существующих в при­роде, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста͵ воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы суще­ственные признаки. На основе выделœения этих существенных, об­щих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определœение наблюдению.

2. Выделите значение и цель наблюдений в экологическом образовании дошкольников.

3. Перечислите виды наблюдений по характеру познавательных задач.

4. Выделите общие требования к организации и подготовке наблюдения.

5. Покажите как усложняется методика наблюдения за объектами и явлениями в природе от группы к группе.

Читайте также

Младший возраст. Продумывая организацию и руковод­ство наблюдениями детей воспитателю необходимо учитывать осо­бенности психических процессов, уровень познавательной деятель­ности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлека­ют яркие, подвижные объекты. [читать подробенее]


Статьи по теме