Руководство по Ремонту Кпп Ямз

Руководство по Ремонту Кпп Ямз.rar
Закачек 1832
Средняя скорость 1367 Kb/s
Скачать

Руководство по Ремонту Кпп Ямз

ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238ВМ

Рис. 115. Регулировка осевого люфта первичного вала:
1 — уплотнительная прокладка; 2 — прокладки регулированные.
Замерить размер «А» глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм (рис. 115).

Рис. 116. Регулировка осевого люфта вторичного вала: />1 — кольцо центрирующее; 2 — прокладка уплотнительная;
3 — проставка; 4 — кольцо пружинное; 5 — регулировочные прокладки; 6 — зубчатая муфта.

Замерить размер «А» (рис. 116) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Рис. 117. Регулировка осевого люфта выходного вала:
1 — уплотнительная прокладка; 2 — упорное кольцо;
3 -регулировочные прокладки

Рис. 118. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора и размещение узлов:
1 — электромагнит; 2 — пневмоцилиндр; 3 — оси вилки переключения демультипликатора; 4 — воздухораспределитель; 5 — выходной фланец; 6 — заливная пробка.

ее крутящим моментом 137 — 157 Н-м (14 — 16 кгс-см) . После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 3600.

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.

Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Состав коробки передач ЯМЗ

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.

Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.

Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Разборку коробки передач рекомендуется производить на специальном стенде (рис. 128). Крепят коробки передач к стенду винтами, ввертываемыми до упора в стенку картера. Порядок разборки коробки передач таков. В начале отвертывают четыре гайки шпилек крепления механизма переключения передач, снимают пружинные шайбы, механизм дистанционного пере-

ключения передач ЯМЗ-236П и ЯМЗ-236 или опору рычага переключения передач в сборе коробки передач ЯМЗ-236Н, уплотнительную прокладку и верхнюю крышку 13 (рис. 126) в сборе с механизмом переключения. Крышка фиксируется двумя установочными штифтами, которые расположены в переднем и заднем углу привалочного фланца картера коробки с правой стороны, поэтому, снимая крышку, необходимо отверткой приподнять правую сторону на штифтах. Затем отцепляют оттяжные пружины муфты выключения сцепления от вилки, отсоединяют шланг смазки муфты, снимают муфту / выключения сцепления с крышки заднего подшипника ведущего вала и вывертывают стяжной болт вилки выключения сцепления. Повернув вал вилки на 180°, легкими ударами алюминиевого молотка сдвигают вилку по валу так, чтобы можно было вынуть сегментную шпонку из канавки на валу. Выбив шпонку при помощи мягкой выколотки, необходимо вынуть вал вилки выключения сцепления, одновременно снимая с вала вилку. Далее ввертыванием двух болтов-съемников с резьбой М10 в специальные резьбовые отверстия в крышке 3 подшипника сдвигают крышку с места и легко снимают ее руками. Снимают и прокладку крышки. Ударяя алюминиевым молотком по ведущему валу 2 и покачивая его рукой, извлекают вал с подшипником из гнезда в картере коробки передач. Расшилинтовав и отвернув гайку фланца, снимают пружинную шайбу и фланец 16 крепления кардана с ведомого вала, предварительно сдвинув его с места легкими ударами алюминиевого молотка; снимают крышку 15 заднего подшипника с сальником и шестернями привода спидометра в сборе, предварительно отделив ее от картера коробки легкими ударами алюминиевого молотка или отверткой, червяк привода спидометра и прокладку крышки.

Далее снимают стопорное кольцо заднего подшипника ведомого вала и при помощи съемника спрессовывают задний подшипник. Для этого отвертывают винты 3 (рис. 129, а) крепления полукольца, снимают полукольцо 2, ставят съемник так, чтобы буртики полуколец вошли в канавку подшипника под стопорное кольцо и скрепляют полукольца винтами 3. Вращая винт 4 за рукоятку 5, спрессовывают подшипник.

Используя проволочные захваты (рис. 130), извлекают ведомый вал с шестернями из картера коробки передач. Вынимать вал надо передним концом вверх так, чтобы шестерня первой передачи и заднего хода выходила в специальные выемки на привалочном фланце картера, сделанные для этой цели.

После этого, отвернув болты, отделяют крышку заднего подшипника промежуточного вала от картера, снимают уплотнительную прокладку, упорную шайбу, стопорное кольцо подшипника и при помощи съемника (см. рис. 129, б), пользуясь им, как и съемником для снятия заднего подшипника ведомого вала, спрессовывают задний подшипник промежуточного вала.

При помощи специальных захватов извлекают из картера коробки передач промежуточный вал 17 (см. рис. 126) с шестернями, предварительно сдвинув его назад так, чтобы передний подшипник вышел из гнезда в картере. Затем снимают масляный насос 25 и его прокладку и съемником (рис. 131) выпрессовывают из картера ось блока шестерен заднего хода. Для этого ставят стойку 4 на картер коробки передач, при помощи воротка 6 ввертывают винт 3 в отверстие оси 2 блока шестерен на глубину резьбы и, вращая гайку рукояткой 5, извлекают ось 2 из картера 1. Блок 27 (см. рис. 126) шестерен заднего хода вместе с подшипниками и промежуточной втулкой извлекают из картера. После этого снимают картер 4 сцепления, предварительно рас-шплинтовав и вывернув восемь болтов крепления картера сцепления к картеру коробки передач. Разборка ведущего вала. Вал зажимают в тисках, подложив мягкие прокладки, отвертывают кольцевую гайку крепления подшипника (гайка имеет левую резьбу) и при помощи съемника спрессовывают подшипник. Разборка ведомого вала. Со шлицев вала снимают шестерню 12 (см. рис. 126) первой передачи и заднего хода, снимают замковое пружинное кольцо, при помощи съемника (рис. 132) спрессовывают

передний подшипник ведомого вала, снимают со шлицев синхронизатор 5 (см. рис. 126) четвертой и пятой передач, вынимают из паза на валу замковую шпонку, в которой для удобства демонтажа имеется специальное отверстие. Используя отвертку, поворачивают на один выступ и снимают упорную шайбу шестерни пятой передачи. Затем с вала снимают шестерню 8 и втулку шестерни пятой передачи, шестерню 9 третьей передачи и синхронизатор 10 второй и третьей передач.

Установив ведомый вал / (рис. 133, а) под пресс с упором на шестерню второй передачи, подложив под нее деревянные подкладки и, нажимая пуансоном пресса через специальную оправку или деревянную прокладку на торец вала, спрессовывают втулку 2 шестерни третьей передачи и втулку 3 синхронизатора второй и третьей передач, одновременно снимая шестерню 4 второй передачи. Если втулку шестерни пятой передачи невозможно снять вручную, то, соблюдая определенную аккуратность, ее можно спрессовать одновременно с этими деталями и шестерней третьей передачи указанным способом. При отсутствии пресса для разборки ведомого вала можно использовать универсальный съемник. Разборка промежуточного вала. Сняв замковое пружинное кольцо подшипника, спрессовав передний подшипник промежуточного вала и сняв замковое пружинное кольцо шестерен, устанавливают промежуточный вал 5 (рис. 133, б) под пресс и при помощи специальной оправки и подставки спрессовывают шестерню 6 привода промежуточного вала, шестерню 7 отбора мощности, шестерню 8 пятой передачи, шестерню 9 третьей передачи, снимают распорную втулку и спрессовывают шестерню 19 (см. рис. 126) второй передачи. После спрессовывания каждой шестерни следует вынуть сегментную шпонку из паза в валу.

При достаточном усилии пресса можно прессовать одновременно несколько шестерен, но все сразу шестерни спрессовать нельзя, так как распорная втулка упрется в шпонку шестерни третьей передачи.

Поэтому шестерню второй передачи следует спрессовывать только после снятия распорной втулки. Разборку верхней крышки с механизмом переключения передач производят или на верстаке, положив ее вилками вверх, или в специальном приспособлении, чтобы при разборке не рассыпать шарики фиксаторов. Сначала необходимо вывернуть стакан пружины предохранителя, вынуть пружину и один предохранитель заднего хода, отвернуть гайку оси поводка, снять пружинную шайбу и, пользуясь мягкой выколоткой, выбить ось поводка из крышки вместе с поводком переключения первой передачи и заднего хода, снять поводок с оси. Расшплинтовав и вывернув пять установочных винтов головок штока и вилок переключения передач, следует выбить заглушки отверстий штоков и при помощи выколотки вынуть штоки из крышкн, снимая с них одновременно вилки и головки переключения. При извлечении штоков следует вынуть детали замка штоков: четыре шарика из отверстий в средней опоре крышки и штифт из отверстия в среднем штоке, а также вынуть из крышки три стопорных шарика фиксаторов с пружинами.

Разборка масляного насоса. Расшплинтовав и вывернув четыре болта крепления корпуса насоса к основанию, легкими ударами алюминиевого или медного молотка по корпусу насоса отделяют насос от основания, снимают прокладку и при помощи плоскогубцев извлекают из корпуса ведущую шестерню в сборе с осью, спрессовывают шестерню с осью и удаляют шарик из отверстия в оси. Затем необходимо вынуть ведомую шестерню, выпрессовать ее ось из корпуса насоса, вывернуть пробку пружины клапана с уплотнительной шайбой, извлечь из корпуса насоса пружину и шарик клапана. Разборка механизма дистанционного переключения коробок передач ЯМЗ-236 и ЯМЗ-236П производится в следующей последовательности. Вначале снимают крышку картера и прокладку, вывертывают болт крепления головки штока вилки, извлекают из картера шток 28 (см. рис. 126) продольной тяги, одновременно снимая с него головку штока вилки, развертывают до упора в картере рычаг 6 переключения передач, расшплинтовывают и вывертывают установочный винт. Выдвигая вал 34 переключения передач с промежуточным рычагом 29, снимают с него рычаг 6 переключения передач и удаляют сегментную шпонку. После этого следует вынуть из корпуса валик переключения передач, расшплинтовать и вывернуть установочный винт, снять промежуточный рычаг 29 переключения передач, вынуть сегментную шпонку, вывернуть установочный болт втулки фиксатора выбора передач, вынуть втулку фиксатора, штифт 33, пружину фиксатора, вынуть из корпуса уплотнительное кольцо штока продольной тяги.

Разборка опоры рычага переключения коробки передач ЯМЗ-236Н. Зажав в тисках опору 7 (см. рис. 127) с рычагом 3 переключения передач, отвертывают рукоятку рычага переключения передач, ослабляют стяжные винты и снимают хомуты и защитный колпак 2 опоры рычага. Затем необходимо вынуть пружину 4 рычага переключения передач вывинчиванием ее по трем выступам опоры и штифт-фиксатор 5 рычага переключения передач. При разборке картера коробки передач вывертывают четыре болта крепления крышки заборника масляного насоса, снимают крышку с сеткой маслозаборника и прокладкой, извлекают стопорное кольцо крепления магнита, магнит с кожухом и дроссельную втулку маслосбрасывающего отверстия, которая находится в передней стенке картера под фланцем крышки заднего подшипника ведущего вала. Далее отвертывают по шесть болтов крепления крышки люка отбора мощности с обеих сторон картера, снимают крышки с прокладками, вывертывают пробки-заглушки масляных каналов и болты-заглушки сквозных отверстий картера коробки передач.

При разборке крышки заднего подшипника ведомого вала коробок передач ЯМЗ-236 и ЯМЗ-236П, имеющих привод спидометра, необходимо спрессовать ведущую сменную шестерню привода спидометра с хвостовика ведущей шестерни червячной пары, вынуть втулку ведущей шестерни червячной пары и в другую сторону вынуть шестерню 35 (см. рис. 126) из крышки.


Статьи по теме