Русская Литература 2 Половины 19 Века Презентация

Русская Литература 2 Половины 19 Века Презентация.rar
Закачек 3599
Средняя скорость 6555 Kb/s
Скачать

Русская Литература 2 Половины 19 Века Презентация

Литература второй половины XIX века

«Русская литература XIX века представляет собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлении, – сказал В.И.Ленин, – в этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивной идейности».

Основная проблематика и ведущие идеи Между освободительным движением и отечественной литературой с самого начала XIX века установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои человеческие права, за национальную независимость и социальную свободу стала неиссякаемым источником, питательной почвой прогрессивной литературы.

Прогрессивные писатели настойчиво стремились осмыслить и зарисовать отечественный национальный характер. В образах людей из народа ими выделяются наиболее существенный признаки русского характера.Передовые писатели проявили свои огромные возможности в постановке и решении социально-философской проблематики.

Литературные направления Во второй половине XIX века романтизм утрачивает влияние как главенствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в «натуральной школе». Реализм как тип творчества, опираясь на понимание мира в качестве объективно существующего и развивающегося в свойственных его закономерностях, отличается стремлением к верному отображению действительности в присущих ей противоречиях.

1850-60 гг О 50-60 гг. можно говорить как об эпохе критического, или социально-обличительного реализма.

И.С.Тургенев (1818-1883) С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.

И.А.Гончаров (1812-1891) Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.

1870-80 гг В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ — литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.

Н.С.Лесков (1831-1895) Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху.

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние — был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

Герои Достоевского Персонажи Достоевского — это чаще всего страдающие люди с трагической судьбой, меняющиеся под влиянием внешних обстоятельств. Представляют разные типы отношения к жизни и к Богу. Они в решающие моменты выбирают между добром и злом.

Романы Достоевского Преступление и наказание — Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.Идиот — князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

Л.Н.Толстой (1828-1910) По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

Романы Толстого Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.

А.П.Чехов (1860-1904) По своей гражданской профессии Чехов — врач.Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц. После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным.

Драмы Чехова Лирические драмы Чехова — Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад — наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.

Благодаря своим особенностям, русский роман, повесть, рассказ, очерк стали для русского общества XIX в. подлинными учебниками жизни. В них нашли отзвук все философские и моральные искания, думы и социальные чаяния русского общества. Страстный гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», исключительная глубина психологического анализа, умение проникать в сложные процессы народной жизни и в то же время в самые скрытые и тонкие движения человеческой души и сердца, защита идеи равенства и братства народов, утверждение образа человека — активного искателя и борца — сделали русскую классическую литературу драгоценнейшим достоянием передовой культуры человечества, важнейшим явлением истории мирового художественного слова.

Максим Горький, имея в виду литературу XIX века, с полным правом сказал, что в ней «вся наша философия».

Данная презентация предлагается как иллюстрация к одноименному уроку.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обзор литературы второй половины Х I Х века 1.Общественно-политическая и культурно-историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и искусства.

«Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…» Н.Г.Чернышевский

Исторические события: 1853 – начало Крымской войны 1854 — осада Севастополя «Севастополь ударил по застоявшимся умам», — В.О. Ключевский

Александр II ( 1855-1881)

1861 — отмена крепостного права

Возникновение революционного народничества

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Газета «Колокол» Герцена А.И. и Н.П. Огарева ( 1857-1867)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Журнал «Современник» под редакцией Н.А.Некрасова (1846-1866)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Дмитрий Иванович Писарев (11840-1868) в журнале «Русское слово» защищал и пропагандировал тип разночинца в русской литературе

Грандиозную панораму русской жизни создали в своих произведениях выдающиеся писатели.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Самым актуальным жанром стал роман РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Русская литература второй половины Х I Х века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.

Презентация содержит тезисы к лекции по теме «Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека».

Разработка урока литературы в 10 классе.

«Русская история и русская литература второй половины XIX века». Тип .

Основные принципы. Западники и славянофилы.

Рабочая презентация для обобщающего повторения за курс 10 класса.

Предлагаемая презентация представляет собой подборку иллюстративного материала к уроку — лекции по теме «Литература второй половины девятнадцатого века». Представлены литературные направления и группировки 20 — 30 годов, их платформы, лозунги, ошибки и заблуждения. Кроме того, речь идёт о первой волне эмиграции, о литературе русского зарубежья, в частности, о романе Замятина «Мы» — антиутопии как жанре.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме «Литература второй половины XIX века» »

ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе. Новые направления и течения

Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями

  • II половина 19 века начинается с 1860-х годов и вместила в себя ряд событий мирового значения.

  • Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и значение в социальной и культурной жизни России.
  • Она стала источником духовного совершенства и ареной идейных битв.
  • Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей

  • Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
  • М.Н. Катков в журнале «Рус —
  • ский вестник» пропагандировал
  • английский путь социальных и
  • экономических реформ.

  • Проводили идею крестьянской революции.
  • Вождем революционеров – демо
  • кратов стал журнал «Современ –
  • ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
  • ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Тургеневская» рисовала человека, зае –
  • денного средой.
  • «Щедринская» изображала саму эту среду.

  • Смог передать атмосферу русской деревни, крестьянской и помещичьей («Записки охотника», «Дворянское гнездо»); конфликт поколений, стоящих на различных идеологических позициях («Отцы и дети»)

  • Изображает судьбы русского дворянства.
  • Он открыл в литературе осо
  • бый тип героя: мягкого, со –
  • вестливого, но пассивного –
  • «Обломов», одаренного, но
  • безвольного романтика
  • «Обрыв».

В первых же произведениях – «Детство»,

кавказских и севастополь –

ских рассказах проявился

мощный талант. Масштаб –

ность романа «Война и мир»

семейная драма «Анны

Карениной» помогали осмыс

лить социальные и нравственные

  • Во Франции и Англии сложился уже в
  • 20 – 30 х годах 19 века.
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  • 1.Жанровое и стилевое богатство
  • 2.Расширение круга тем
  • 3.Преобладание философско – интеллек
  • туального начала
  • 4.Духовно-личностная проблематика
  • 5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
  • 6.Усиление психологизма.

  • Его творчество – иллюстрация перемен.
  • Главный объект внимания –
  • действительность. Но на сме-
  • ну ярким личностям пришли
  • обыкновенные люди, а мир страстей
  • Стендаля и Бальзака уступает место
  • «миру цвета плесени», где самым приме –
  • чательным событием сановится супруже –
  • ская измена, как в романе «Мадам Бовари»

  • Как метод сложился в 1850 х годах , испо
  • ведовал культ природы. Философская
  • основа – позитивизм, который апеллиро –
  • вал к науке и требовал фактографии.
  • Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.

  • Дж Элиот
  • Э.Золя
  • Гаупт
  • ман
  • Бр. Гонкуры

  • Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
  • в 1880 х годах. Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте, неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов

  • Наиболее видный предста
  • витель декаданса. Призы –
  • вал не заниматься «бытом
  • трущоб и нуждами бедно –
  • сти», выдвинул тезис о
  • «чистом искусстве, об ис –
  • кусстве ради искусства»
  • («Портрет Дориана Грея»)

  • Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт Жан Мореас.
  • В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и мире вещей»
  • На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.

  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • РЕМБО МАЛЛАРМЕ

  • Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным фактом.
  • В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание к деталям, нюансам
  • Характера, преобладание ощущений
  • зыбкости, недосказанности, неопределён
  • ности

  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века? Какие школы существовали в литературе реализма в России? Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе? Назовите предствителей каждого направления.
  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века?
  • Какие школы существовали в литературе реализма в России?
  • Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
  • Назовите предствителей каждого направления.


Статьи по теме