Шолохов Судьба Человека Презентация к Уроку

Шолохов Судьба Человека Презентация к Уроку.rar
Закачек 3239
Средняя скорость 4306 Kb/s
Скачать

Шолохов Судьба Человека Презентация к Уроку

Эта презентация поможет учителям при анализе содержания рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заголовок М.А. Шолохов «Судьба человека» Prezentacii.com

Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми.

Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата , п рошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

Словарная работа: Словарная работа: Судьба — 1 . Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Жанр произведения Судьба человека » — рассказ-эпопея. В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.

Какие качества характера героя в проявляются во время мирной жизни ? Довоенная жизнь Андрея Соколова. Работа . Любимая жена , дети

Трудолюбие ,заботливое отношение к жене и детям

Война . Проводы на фронт Тяжёлые минуты расставания . Никогда не простит себе Андрей , что оттолкнул плачущую жену , как будто она его прежде времени хоронит.

Фронтовые будни . На передовой . Андрей подвозил снаряды на передовую , его машина попадает под бомбёжку

В плену . Попав в плен , Соколов уничтожает предателя , Который хотел выдать своего командира

Неудачная попытка побега Убежавший из плена Андрей был настигнут немцами и чудь не погиб из-за своей дерзкой выходки.

Профилактика Мюллера Мюллер устраивал военнопленным «профилактику от гриппа» , избивая до крови

Каторжные работы в плену

В немецком штабе Поведение в немецком штабе заслуживает уважения к герою. Он показал себя человеком с чувством собственного достоинства

Поделился с товарищами Буханку хлеба и кусок сала Андрей разделил с товарищами

Страшные потрясения Гибель семьи

Значение рассказа « Судьба человека » Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына в День Победы. Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы .

«…около отцовского плеча вырастет тот , который…сможет всё вытерпеть , всё преодолеть…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Два лика человечества» в 11 классе.

Презентация сделана на основе картинок и фотографий Мариши Рощиной. Работа не содержит тестов и заданий. Она носит чисто иллюстративный характер, иллюстрации дополнены цитатами бессмертного романа.

Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской областиБушигина Ирина Борисовна Литература 9 классСистема уроков но творчеству М.А.Булга.

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Кор.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Кор.

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанраII. ЗадачиОбучающие:- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа те.

М. Шолохов «Судьба человека»Волкова Лариса ВалентиновнаМОУ СОШ № 8 г.Сергиев Посад

Цель: воспитание патриотизмаи чувства гордости за свой народ,победивший фашизмЗадачи:1. познакомить с особенностями композиции рассказа2. раскрыть смысл названия рассказа3. проследить судьбу человека, искалеченного войной

Михаил Александрович Шолохов Судьба человека

Годы жизни М. А. Шолохова(1905 – 1984)Один уходит без следа, Других родня в округе чтит, А Он, как чистая водаДля всех над Родиной горит.И поколение не одноПод той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать. (Т. Смертина)

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.

Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. «Как степной цветок, живым пятном» встаёт среди произведений М.А.Шолохова рассказ «Судьба человека»

Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.

Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Жанр произведения «Судьба человека» — рассказ-эпопея.В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.

Жанр произведения «Судьба человека» — рассказ-эпопея.В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.

Впечатление от прочтения рассказа Чем привлек ваше внимание этот рассказ? Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу?

Анализ содержания рассказа О чем это произведение? В каких строчках выражена основная мысль? Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

Проводы на войну Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…

В церквиДо того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелосьруки помыть,Будто я не человека,а какого-то гада ползучегодушил…

У коменданта лагеряЗахотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.

У коменданта лагеря Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.

Ванюшка Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»

Значение рассказа «Судьба человека» Шолохов в рассказе раскрываетвесь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома,гибель сына в День Победы.Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.

« Русский человек, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.» М.Шолохов

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.М.Шолохов

викторина по рассказу М. Шолохова»Судьба человека»В каждом вопросе викторины 3 варианта ответа. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ.

Викторинапо произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.

3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная.4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Учим по — новому «Учителя должны знать компьютер и современные программы. Это элемент общей культуры и один из ключевых факторов при аттестации учителей» Президент России Д. Медведевурок в 9 б классе 20 апреля 2011 года

Информационные ресурсы www. yandex. ruwww. uchportal. ru2. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека» М., «Мосфильм» 1959. 3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.4. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др. под ред. Я.С. Быховского). – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.5. Подготовка работников системы образования к работе с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие. М., Изд. МГОУ 2008. 6. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека».- М., Просвещение, 1984г.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Судьба человека.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. И.С. Грачева

(11 [24] мая 1905, хутор Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Ростовская область) — советский писатель и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время»). Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Полковник (1942).

«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – так писала одна английская газета.

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя. Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Особенности жанра Рассказ – повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Эпопейный рассказ

М.А.Шолохов в рассказе о войне исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой – вот главное. В душе – один из источников победы.

Особенности композиции Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: «. Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата. «

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. «

В церкви. Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах

Типы человеческого поведения Герой Поведение Солдат-христианин Крыжнев Взводный Доктор Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней Безропотно, покорно ожидает своей участи «..в плену и потемках свое великое дело делал»

Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? Меняется ли отношение фашистов к пленному?

«… а на месте хатенки – глубокая яма…»

“…Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы…” “…Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”.

М.А.Шолохов — мастер детали «..глаза, словно присыпанные пеплом и наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…»

Встреча Андрея Соколова с Ванюшей

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать. »

Пейзаж «..оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти непроездны… Колеса проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок… Хлюпал размокший снег… Легкий ветерок нес вечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли…»

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

Словарная работа Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится. (Словарь С.И. Ожегова).

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина) Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов) Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев) Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. (И.С. Грачева)

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

Презентация знакомит с произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – так писала одна английская газета.


Статьи по теме