Главная \ Статьи и новости \ Создание системы энергоменеджмента организации

Создание системы энергоменеджмента организации

« Назад

08.11.2013 02:52

Введение

В 2012 году в России вступил в действие ГОСТ Р ИСО 50001, данный документ был принят на основе международного стандарта ISO 50001:2011. В данный момент не обсуждается необходимость принятия этого документа, остановимся на этапах  создания системы энергетического менеджмента на предприятиях.

Система энергоменеджмента  устанавливает постоянный процесс выявления, планирования и осуществления улучшений в направлении использования энергии организацией.  Качественная и всеобъемлющая система энергоменеджмента строит бизнес на основании признания важности энергии как существенного элемента вносящего вклад в общую бизнес модель, а также путем создания процесса мониторинга и обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов.  Эффективная система энергоменеджмента обеспечивает основу процессов, таким образом, чтобы использовать энергию для целей организации в необходимых объемах.  Ключевые принципы лучшей практики энергоменеджмента, которые необходимы для создания и функционирования эффективной системы изложены ниже.
Ниже изложены ключевые принципы создания и функционирования эффективной системы энергоменеджмента организации.

Лидерство и ответственность - роль высшего руководства

Обязательства высшего руководства являются основой эффективной системы управления энергией.  Энергоменеджмент не может просто «пристегивается» к текущей операционной деятельности компании. Организация должна иметь четкие цели энергетической эффективности и выделять достаточные ресурсы для реализации и управления системой, если она хочет добиться успеха в энергосбережении. Руководство устанавливает управление энергией в качестве важного приоритета на всех уровнях организации.
В свою очередь предложения для высшего руководства по созданию энергетической программы должны иметь конкретные цели энергосбережения в рублях.  Четко поставленные цели таким образом, показывает возможность снизить операционные затраты компании и повысить прибыльность. 

Разработка энергетической политики компании, которая включает в себя энергоэффективность

Разработка и приверженность энергетической политики, имеет важное значение. ОнаISO 50001 показывает, что организация, в том числе в лице высшего руководства, стремится к повышению энергетической эффективности.  Энергетическая политика должна показывать, что целями организации являются ориентиры по управлению энергией и сроки, в течение которых они должны быть достигнуты.  Лучше если она формализована в виде краткой аннотации, которая позволит быстро и легко общаться с сотрудниками на всех уровнях организации.
Как правило, энергетическая политика указывает на то, как управление энергией служит более широким целям организации, и устанавливает целевую задачу для улучшения.  Например, энергетическая политика может включать в себя показатель - уменьшение количества энергии на единицу продукции, и срок, в течение которого эта цель должна быть достигнута.  Энергетическая политика должна также объяснять, какое отношение экономия имеет к общим целям и политике организации.  Как и в любом бизнесе политика компании и энергетическая политика должны периодически обновляться и перенастраиваться при необходимости. 

Совмещение энергоменеджмента с существующими бизнес - процессами

Каждая организация по своему уникальна, и важно, чтобы системы энергоменеджмента соответствовали существующими бизнес - приоритетам. Непрерывное улучшение должно быть одним из ключевых компонентов предпринимаемых организацией усилий. Энергоменеджмент может быть реализован на различных уровнях организации, в зависимости от размера и структуры бизнеса. Энергоменеджмент может быть принят для всей организации, бизнес - подразделения, отдельного объекта, или даже отдельного процесса или функциональной группы.  Например, организации, которые имеют единую структуру управления, как правило, реализовывают его для одного верхнего уровня системы энергоменеджмента.  В крупных корпорациях с множеством бизнес - единиц, каждая из которых управляется независимо друг от друга и имеет уникальные бизнес - системы, часто бывает проще реализация энергоменеджмента для каждой бизнес - единицы. Опыт внедрения других систем управления, таких как системы качества или экологические системы, может быть использован для того, чтобы определить, где должны сидеть энергоменеджеры в организации.
Энергоменеджмент может включать в себя процессы и процедуры необходимые для обеспечения соблюдения правовых и договорных отношений с поставщиками энергоресурсов, или может быть адаптирован для интеграции с существующими системами соответствия (ИСО). Принципы энергетической эффективности могут быть включены в практику закупок новых товаров, помещений, оборудования и процессов. Например они должны быть положены в основу при заключении договоров с поставщиками энергетических ресурсов.
Задачи энергоменеджмента по срокам реализации должны разделяться на краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные и должны влиять на, распределение ресурсов и критерии принятия решений. 

Назначение энерго - менеджера в организации

Энерго - менеджер, как правило, отвечает за надзор, разработку и внедрение системы энергоменеджмента и выступает в качестве посредника между высшим руководством и остальной частью организации. Практика в области управления требует участия персонала из самых разных областей и функциональных ролей в организации. Это может быть персонал с определенными техническими и оперативными знаниями, сотрудники финансовых, экологических и других подразделений, а также топ - менеджеры с полномочиями принимать важные решения для бизнеса.  Формирование команды по управлению энергией способствует участию и приверженности к ней коллектива, обеспечивает энерго - менеджера ресурсной базой и гарантирует, что все аспекты бизнеса, принимаются во внимание при выработке и оценке проектов по энергоэффективности. Переговоры при заключении договоров с поставщиками энергии могут потребовать тесного сотрудничества между отделом закупок, энерго -  менеджером и оперативным персоналом. Реализация системы энергоменеджмента может также показать, где требуется дополнительное обучение персонала, которое может потребоваться, для выполнения задач, поставленных высшим руководством. 

Вовлечение всех заинтересованных сторон

Энергоменеджмент может быть использован для создания культуры энергоэффективности в организации, и расширения возможностей сотрудников для разработки и реализации новых инициатив, по повышению энергоэффективности. Так группы и отдельные сотрудники организации могут существенно повлиять на использование энергии через процессы принятия решений. Следует отметить, что повышение осведомленности сотрудников в рамках всей организации с привлечением различных средств информации, может побуждать людей вносить новые идеи, которые могли бы еще больше повысить энергоэффективность. 

Оценка энергоэффективности

Проведение оценки энергоэффективности является ключевым направлением деятельности для более глубокого понимания того, как энергия используется в организации, и где существуют возможности для улучшения энергетической эффективности. Энергоменеджмент реализует структуру для оценки результатов ключевыми лицами компании, принимающими решения в том числе в области энергоэффективности. Энергоменеджмент включает в себя распределение обязанностей по распределению ресурсов и изложением того, как экономически эффективные решения могут быть реализованы для достижения намеченных целей. На основе накопленного опыта, компании могут создавать более конкретные цели энергетической эффективности, и проводить с их помощью оценку тех или иных проектов в непрерывном режиме. В рамках системы энергоменеджмента, оценка энергоэффективности должна проводиться на регулярной основе, ресурсы должны выделяться для тех направлений, где может быть достигнуто улучшение энергетической эффективности. Организациям, которые проводят программы по улучшению энергоэффективности, следует обратиться в соответствующие органы государственной власти за финансовой или иной поддержкой, на основании принятых в РФ и регионах тех или иных решений по этим вопросам. 

Связь и обмен информацией

Часто коммуникативная практика является ключевым фактором в успешной работе системы энергоменеджмента. Иначе говоря обмен оперативной информацией должен быть налажен на всех уровнях организации. Организация должна регулярно отслеживать результаты реализации проектов в области энергоэффективности. Непрерывная и последовательная отчетность обеспечивает прозрачность и подотчетность, а так же оказывает поддержку в лице высшего руководства и персонала. Энергоменеджерам следует предусмотреть каналы связи, которые будут использоваться для распространения выводов и результатов реализации проектов. Это подразумевает создание формальных процедур отчетности об использовании тех или иных видов энергии, включать обсуждение этих отчетов в качестве постоянного пункта на регулярных заседаниях руководства, принятие форм отчетности, которые позволяли бы руководству и персоналу легко анализировать ключевые показатели энергоэффективности. Использование ключевых показателей эффективности КПЭ, является особенно полезным инструментом для оценки энергетической эффективности для бизнеса. Разработка эффективных КПЭ также может дать большее понимание ключевых задач, которые необходимо решать для повышения энергоэффективности организации. 

Преемственность и последовательность в области управления

Как и в любой системе управления бизнесом, настойчивость и последовательность необходимы для успешной работы системы энергоменеджмента.  Это включает в себя последовательную реализацию планов действий, регулярный мониторинг использования энергии, оценка эффективности проектов, которые были реализованы, и планирование будущих. Чтобы сохранить высокий уровень участия персонала, все предложения, полученные от персонала должны быть задокументированы, приняты соответствующие решения по их внедрению и в случае положительных решений применены.  Должна быть создана система для сбора и хранения всей информации, касающейся системы энергоменеджмента. Это обеспечивает подотчетность и прозрачность и позволяет упростить оценку тех или иных решений.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить