Структура Учебного Пособия для Студентов

Структура Учебного Пособия для Студентов.rar
Закачек 3267
Средняя скорость 5540 Kb/s
Скачать

Структура Учебного Пособия для Студентов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Л.И.ПЕТРОВА

Предназначено для студентов высших и средних специальных

учебных заведений, обучающихся по направлению

«540600 (050600) – Педагогика»

Учебное пособие направлено на овладение курсом «Практическая педагогика» и организацию самостоятельной работы студентов. Структура пособия предусматривает разработку лекционного материала, литературу к изучаемым темам, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самопроверки, технологическую карту, способствующую активному самостоятельному поиску материалов по предложенным темам, презентацию тем курса и разработку структурного построения лекции.

Основой для составления заданий для самостоятельной работы является практическая направленность курса. Поэтому в систему заданий введены активные методы обучения студентов, такие как решение практических задач по воспитанию и обучению школьников, разработка и представление педагогических проектов, защита моделей обучения и воспитания школьников, презентации тем и пр.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических университетов и вузов, педагогических колледжей, слушателям системы повышения квалификации, всем, кто интересуется вопросами практической педагогики.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Садясь за написание учебного пособия по курсу «Практическая педагогика», мы задали себе вопрос: А чем собственно оно будет отличаться от других учебников и учебных пособий по педагогике? Что мы можем предложить читателю в качестве интересующего его знания? В ходе написания пришли интересные идеи и ответы на эти вопросы. Специфика предложенного курса заключается, прежде всего, в его практической направленности. Самое сложное было – это пройти между Сциллой и Харибдой – между теорией обучения и воспитания и конкретной технологией. Поскольку невозможно овладеть курсом без теоретических знаний, учебное пособие включает, конечно, систему знаний по основным направлениям курса. Но это не являлось основной целью автора. Гораздо более привлекательной показалась идея представить систему практического осмысления полученных знаний. Для этого автор не раз обращается к разным точкам зрения на описываемый предмет, процесс или явление. Но любая система, чтобы она не включала, требует от ее создателя выполнения определенных правил. В качестве главного правила функционирования системы выступает цель как ее системообразующий компонент.

Целью предложенного читателям учебного пособия по курсу «Практическая педагогика» является освоение и осмысление теоретического и практического материала для дальнейшей его реализации в профессиональной педагогической деятельности. Цель обусловила выдвижение следующих задач:

§ побудить задуматься о судьбе каждого ребенка, независимо от того, где конкретно сведет с ним потенциального читателя судьба;

§ формировать вокруг школьника гуманистическую среду, способствующую развитию личностных потенциалов;

§ проектировать личность каждого школьника, используя разнообразные педагогические технологии;

§ повышать постоянно свой профессиональный уровень.

Рассматривая современное образовательное пространство как создание гуманистических условий для самореализации каждого школьника, независимо от типа учебного заведения, автор надеется, что основные идеи пособия, его структура позволят интересующейся вопросами обучения и воспитания стороне, построить свою собственную педагогическую систему. Конечно, прежде всего, пособие предназначено студентам педагогических университетов, вузов и колледжей. Для них разрабатывались задания, вопросы для самоконтроля, позволяющие формировать профессиональную направленность, смысловой поиск своей учительской позиции.

Систематизация предложенного материала потребовала от автора определить основные положения, обусловливающие структуру и направленность учебного пособия. Каждая глава из семи, входящих в него, отражает несколько основополагающих авторских идей:

Идею соотношения субъектности школьника и профессиональной компетентности учителя. Использование активности ребенка в овладении жизненными ценностями, формирование самостоятельности и осознания своего места в воспитательном процессе, все характеристики субъектности школьника нашли свое отражение в изложении материала по всем практически темам пособия. Но признание за каждым школьником права «самости», требует от учителя системы профессиональных знаний и умений, положенных на гуманистический подход к обучению и воспитанию школьника. В этом процессе не последнее место занимает самообразование учителя, повышение его профессиональной квалификации. В конце каждой главы дан список современной литературы, позволяющий систематизировать поиск необходимых для освоения тем источников и тем самым раздвинуть горизонты познания.

Идею системности. Структура учебного пособия представляет собой систему взаимосвязанных блоков, в основе каждого из которых положена теоретико-методологическая база и практическое применение теоретических знаний. В этом смысле, темы, выбранные для описания, имеют общий, соединяющий их вектор – направленность на личность ребенка.

Знания, предназначенные для усвоения потенциальным читателем облечены в форму лекции. В качестве активной формы их усвоения автором предложена структурная разработка и компьютерная презентация отдельных тем курса.

Идею самостоятельности. Она реализуется как в лекционном материале, включающем такие важные позиции учителя, как профессиональное самоопределение, овладение инновационными технологиями, формирование педагогической направленности будущего учителя, так и в системе заданий для творческого исполнения, которые представляют возможности развивать навыки критического мышления и толерантного отношения к различным мнениям на психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Этому способствует и разный уровень предлагаемых заданий. Кроме того, в приложении дана Технологическая карта дисциплины и задания к усвоению лекционного материала, позволяющая каждому студенту максимально самостоятельно строить свой индивидуальный образовательный маршрут.

Идею рефлексивности. Рефлексивная составляющая личности человека способствует выработке собственного отношения к полученной информации.Авторская идея реализуется, прежде всего, в разработанных вопросах для самостоятельного осмысления, усвоения и присвоения прочитанного. Кроме этого, задания, данные в конце каждой главы, и тезаурус тем расширяют возможности студента активно размышлять над вопросами, поднятыми автором, находить на них ответы, отражающие современный уровень образовательной политики и свое индивидуальное понимание обсуждаемых проблем.

Учебное пособие структурировано таким образом, что его главы являются смысловыми частями целостного педагогического процесса. Но их выделение и интерпретация «уводит» нас от уже знакомых учебников по педагогике и пособий по обучению и воспитанию.

Первая глава посвящена вопросам особенности педагогической деятельности и места учителя в ней. В ней представлен материал, позволяющий связать учебный и воспитательный потенциал учителя. Уделено внимание и исследовательским умениям учителя, владению им методикой педагогического исследования.

Вторая глава посвящена профессиональной деятельности учителя и раскрывает условия взаимодействия в педагогическом процессе. В ней логично построена система разноуровневых отношений субъектов педагогического процесса, начиная с верхнего уровня – органов управления образованием и заканчивая взаимодействием школьников со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

В третьей главе раскрываются особенности педагогического проектирования. Характеристика проектной деятельности убеждает в том, что она является особым видом творческой деятельности и владение учителем умениями, в которых она реализуется, успешно отражается на результатах его взаимодействия со школьниками разных возрастов. Но проектная деятельность влияет и на профессиональное становление самого учителя как субъекта педагогического процесса, помогая ему совершенствоваться в профессии и преобразовывать, педагогически опредмечивать окружающую среду.

Четвертая глава посвящена вопросам педагогического мониторинга, поскольку проектную деятельность можно рассматривать как интегративную, включающую соединение технократического, гуманитарного, диагностического и прогностического направлений. Современное общество характеризует большой объем информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса. Педагогический мониторинг позволяет освоить эту информацию. Более того, он содействует ее упорядочению.

В пятой главе представлены современные педагогические технологии. Рассмотрение этого педагогического феномена как некой совокупности действий, направленных на реализацию вышеназванных идей, положенных в основу написания представленного учебного пособия, дает возможность предложить студенту и практику условия подбора и реализации технологий, в которых может проявиться профессиональная позиция учителя. Классификация их довольно обширна, и автор посчитал лишним обращаться к ней широко, а попробовал выделить необходимые для развития творческого поиска читателя элементы традиционной и инновационной технологий обучения и воспитания. Кроме того, в этой главе представлены и

компьютерные технологии, без которых вряд ли может идти разговор о системном подходе в современном педагогическом пространстве.

Шестая глава посвящена особой категории школьников – детям группы риска. В ней рассмотрена типология этих детей, содержание работы с ними и выделены условия, содержание и структура индивидуальной педагогической поддержки, призванной помочь ребенку в выборе правильного направления в освоении педагогического пространства.

Логичным для выстроенной структуры нам показалось определить место учителя в разноуровневой системе управления учебно-воспитательным процессом, что было сделано в седьмой главе. Успешность профессиональной деятельности учителя во многом зависит от того места, которое он занимает в системе коллективных связей. Педагогический коллектив обладает мощной силой при разумной его организации. Именно социальная роль, совпадая с профессиональной ролью учителя, позволяет ему достигать достаточно позитивных индивидуальных высот. На это «работает» и участие каждого учителя в методической работе, способствующее повышению профессионального уровня, педагогического мастерства. Об этом мы попытались рассуждать в этой главе.

В учебном пособии представлено много схем. Мы хотели бы надеяться, что они во многом облегчат освоение материала, поскольку структурированный материал, безусловно, более доступен для понимания и усвоения.

Задача современного образования помочь студентам и действующим профессионалам овладеть теми методами обучения и воспитания школьников, которые наиболее ориентированы на саморазвитие и самоопределение каждого индивидуума. Понимая и осознавая этот факт, мы были бы рады, если представленное пособие поможет каждому, кто с ним ознакомится, определить главные проблемы в области обучения и воспитания и найти возможные пути их решения.

ГЛАВА 1. Учитель школы как профессионал

Как написать учебное пособие

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.


Статьи по теме