В Осеева Рассказы о Дружбе

В Осеева Рассказы о Дружбе.rar
Закачек 1755
Средняя скорость 7528 Kb/s
Скачать

В Осеева Рассказы о Дружбе

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 54542 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 49983 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 39245

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 37686 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 43633 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 43489 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 48941 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 62728 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 63185 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 48153

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 36776 | С картинками

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 52621 | С картинками

Добавлено: 26 января 2008 | Просмотров: 29959

Добавлено: 26 января 2008 | Просмотров: 50221 | С картинками

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 63590

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 37058

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 25090 | С картинками

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 26971 | С картинками

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 31157 | С картинками

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 23635 | С картинками

Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006 — 2018

Все тексты взяты из открытых электронных источников и выложены на сайте для не коммерческого использования! Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!

Цели урока:

  • знать о жизни и творчестве В.Осеевой;
  • уметь отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе – корысть, себялюбие, зависть, черствость;
  • воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать – бездушие, бессердечность.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: “Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось”?

II. Постановка темы и целей урока.

Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе
И все за одного!

– Так поется в песне на слова С.В. Михалкова.

III. Работа по теме урока.

1) Вступительная беседа о дружбе.

– Что такое настоящая дружба? (Ответы детей.)

– Как проверяется она? (Ответы детей.)

– Кого человек в праве назвать своим другом? (Ответы детей.)

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем, что:

Приложение 1 (слайд 2).

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Как вы понимаете:

взаимном доверии – (нет никаких тайн друг от друга);

привязанности – (преданность, симпатия);

общность интересов – (одни и те же интересы).

Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности – эгоизме.

Приложение 1 (слайд 3)

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других.

– Как вы понимаете “себялюбие”?

Себялюбие – (любящий только себя).

2) Инсценировка стихотворения А. Барто “Требуется друг”.

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу.
– Дружи со мной.
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти.
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу:
– Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:
– Ты дружи со мной одной:
– Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу:
– А ты со мной
Подружись хоть на день
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать
– Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
– Молчала бы!
Не вставать же на колени.
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье;
Срочно требуется друг!

– Почему героиня никак не могла себе найти друга?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга “за красивые глазки”, как героиня этого стихотворения.

3) Знакомство с жизнью и творчеством В.Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.

Приложение 1 (слайд 5 – портрет и биографические данные). Приложение 3

Валентина Александровна Осеева-Хмелева – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923–1939). В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В.Осеева говорила о том, почему стала писать.

Приложение 1 (слайд 6 со звуковым сопровождением). Приложение 2

“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Приложение 1 (слайд 7)

Сборники: “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Мой товарищ”, “Простое дело”, “Синие листья”.

Трилогия: “Васек Трубачев и его товарищи”.

Повести: “Динка”, “Динка пропрется с детством”

4) Анализ рассказов В.Осеевой.

В ее книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

– Какие рассказы о настоящей дружбе В.Осеевой вы почитали. (“Случай”, “Время”, “Три товарища” и т.д.)

– Чему учит он нас? (Ответы детей.)

Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы “друг” потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

– Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески. (“Синие листья”, “На катке”, “Навестила” и т.д.)

– А как бы вы поступили на его (ее) месте? (Ответы детей.)

5) Составление законов дружбы.

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим “Законы дружбы”

Приложение 1 (слайды 8–11)

  1. Не оставляй друга в беде.
  2. Радуйся победам другого.
  3. Бескорыстно заботься о друге.
  4. Не предавай друзей.

IV. Подведение итогов урока.

Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему – взаимопомощь в общем деле, общие занятия и увлечения, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Приложение 1 (слайд 12)

Надеюсь, что эта пословица станет девизом для настоящих друзей:

“Друга ищи, а найдешь – береги”.

V. Исполнение песни о дружбе.

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

— Не повышай голос!

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

— Ну, какие ваши достижения?

— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.

— Гм. — сказал отец.

— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

— Ну, что кому привезти? — спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

— А мне автомобильчик!

— А мне подъемный кран!

— А мне. А мне. — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.

— Что же ты молчишь, Витюк? — спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

— У меня. все есть. — пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

— Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.


Статьи по теме