Журнал Искусствознание 2011 1-2

Журнал Искусствознание 2011 1-2.rar
Закачек 3063
Средняя скорость 4258 Kb/s
Скачать

Журнал Искусствознание 2011 1-2

Nav view search

Категории журналов

Журналы по отделам

Поиск

Журнал по истории и теории искусства. Журнал всесторонне освещает комплекс общественных наук, изучающих искусство – художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры.

Издается с 1993 года.

Учредитель: Государственный институт искусствознания.

Периодичность: 4 номера в год

Страна издания: РФ

Сигла хранения: ИС

Год хранения и номера:

2018

2017 № 1, № 2 , № 3

2016 № 1\2, № 3, № 4

Сигла хранения: КХ

Год хранения и номера:

2015 № 1, № 2 , № 3, № 4

2014 № 1, № 2, № 3, № 4

2013 № 1, № 2, № 3, № 4

2012 № 1, № 2, № 3, № 4

2011 № 1, № 2

2010 № 1, № 2, № 3, № 4

2009 № 1, № 2, № 3, № 4

1999 № 1, № 2

1998 № 1, № 2

Перед вами — первый номер нового музыковедческого интернет-журнала. Цель журнала — наиболее полно отразить проблематику, которая разрабатывается сегодня академической музыкальной наукой, информировать читателей об актуальных публикациях и новостях современного музыкознания. Избранный формат позволит авторам не огранивать изложение своих идей привычным объемом журнальной публикации. Благодаря этому впервые появляется возможность печатать не только целостные статьи, но и достаточно обширные фрагменты готовящихся к изданию или находящихся в работе книг об искусстве музыки, а также присоединять к текстам звучащие музыкальные примеры и видеозаписи. Предполагается публикация текстов не только на русском, но и на основных европейских языках.

Материалы и информацию о событиях в музыкальной науке просим направлять по адресу: imtijournal@gmail.com

Л.О. Акопян, С.К. Лащенко, М.Г. Раку

Журнал печатается по решению Ученого совета Государственного института искусствознания

Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».

Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».

Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.

Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.

Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…

В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ

Статья представляет собой главу очередной книги из серии «Странствия Глинки». Пытаясь вжиться в контекст эпохи, наполнить смыслом давно забытые или малоизвестные понятия и образы, возникающие на страницах «Записок» Глинки, авторы акцентируют внимание читателя на восприятии Испании, сложившемся в культурно-художественной среде его современников. Тревелоги А. Дюма, В. Боткина, Р. Форда, Т. Готье, В. Ирвинга, П. Мериме, Ж. Санд, а также письма Ф. Шопена и Ф. Листа представляют собой не только неисчерпаемый источник данных об Испании, но и возможность почувствовать восторг первооткрывателей перед новизной и необычностью этой страны, остававшейся до середины XIX некоей terra incognita для большинства современников Глинки.

Данная статья — фрагмент книги «Классическая музыка в мифотворчестве советской эпохи», готовящейся к выпуску в издательстве «Новое литературное обозрение», Москва. Рассматривается влияние на роман Пастернака «Доктор Живаго» символистской эстетики, опосредованной вагнеровскими мотивами. Специфика их функционирования в романе определяется интенсивной рецепцией творчества Вагнера в культуре Серебряного века.

Настоящая публикация — фрагмент монографии «Музыка в зеркале философской рефлексии исламского мира: классическая теория и современная практика», над которой автор работает в настоящее время. Вниманию читателя представлен первый параграф «Архитектоника музыкальной речи» главы четвертой — «Модели музыкальной речи». Автор не преследует цели показать музыку в зеркале философской рефлексии во всей полноте положений классической теоретической мысли X—XV веков. В центре внимания оказывается установление неоднородности данной рефлексии, обоснование различия ее онтологических принципов, открывающих для нас две разные музыкальные картины мира. Поэтому особое внимание уделяется системообразующим факторам взаимодействия музыкального языка и музыкальной речи, которые позволяют прояснить понятие «исламская музыка» в аспекте особого поведения базовой структуры, определяемой в культуре как мак̣āм.

Научно-практический журнал «Искусствознание: теория, история, практика» учрежден ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского». Свидетельство о регистрации журнала ПИ № ТУ 74-00570 выдано от 05 мая 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

Территория распространения – Российская Федерация, страны СНГ, зарубежные страны. В журнале публикуются статьи по различным направлениям современного искусствознания и культурологии (теоретико-методологическое, историческое, педагогическое и др.), а также результаты научно-методических исследований ученых России и зарубежных стран. С марта 2012 года журнал имеет регистрационный индекс ISSN 2227-2577 в ISSN International Centre 45 rue de Turbigo 75003 Paris Franse.
Журнал рассчитан на ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства, учреждений дополнительного художественного образования, сотрудников творческих организаций. Кроме того, он адресован широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современной гуманитарной науки, истории искусства, художественного творчества и образования.

Основными разделами журнала являются: «Вопросы методологии, теории и истории искусства», «Исполнительские проблемы искусства», «Педагогика искусства и художественного образования», «Теория, философия и история культуры».

Качество публикуемых статей контролируется редколлегией (Ю.Г. Бобров – доктор искусствоведения, профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, член-корреспондент РАХ; О.А. Жукова – доктор философских наук, профессор Московского государственного педагогического университета; Загребин С.С. – доктор исторических наук, профессор, член Челябинской организации Союза театральных деятелей; А.М. Цукер – доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории музыки Ростовской государственной консерватории; И.Э. Рахимбаева – доктор педагогических наук, профессор Саратовского государственного университета и т.д.) Членами редакционного совета являются такие известные ученые как: президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, руководитель лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом образовании Московского государственного педагогического университета В. Брайнин (Германия); профессор консерватории Ivry sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition musicale russe» Ю.Е. Гальперин (Французская республика); писатель, доктор филологических наук, профессор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Ч.Г. Гусейнов (г. Москва), заслуженный работник культуры России, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Н.П. Наумов (г. Санкт-Петербург), заслуженный деятель искусств РФ, народный художник РФ, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова (г. Москва) О.И. Ардимасов и др.


Статьи по теме